С точки зрения психологии наркомания рассматривается как проблема личности, принимающей наркотики в определенном социальнокультурном контексте. Отношение к наркотику не существует изолированно от отношений к другим сторонам жизни и поэтому может быть изменено лишь в контексте измененной системы отношений личности в целом.
Считается неизбежным фактом, что почти все подростки зависят от своих семей. Среди этиологических условий аддиктивного поведения дисфункция семейной системы занимает одно из первых мест. Такие связанные с семьей факторы, как злоупотребление алкоголем или наркотиками, дефекты воспитания, нарушение коммуникативного стиля, хронический супружеский конфликт все они увеличивают риск зависимости от ПАВ у подростков [3;с.664]. Мы же остановимся на нарушении коммуникативного стиля и подробнее рассмотрим его как фактор употребления ПАВ подростками.
С позиции семейной психологии употребление ПАВ подростками и молодежью можно рассматривать как крайнюю форму семейного кризиса. Эти семьи объединяет общая черта, заключающаяся в том, что супруги и остальные домочадцы говорят, думают и рассуждают на одном уровне, а взаимодействуют, чувствуют, переживают на другом, что образует как бы скрытую инфраструктуру их жизни, своеобразный подтекст семейных отношений. Именно в этом контексте и может скрываться причина, фиксирующая наркотизацию подростка [1;с.148-150].
С точки зрения коммуникативного подхода, симптоматическое поведение является частью последовательностей взаимоотношений между людьми [2;с.229]. Симптом рассматривается не как атрибут личности, а как поведение, соответствующее определенному типу взаимодействия [7;с.24].
Как же возникает аддиктивное поведение? Для этого вспомним о ряде «типичных нарушений» коммуникации в семье:
1. Концепция «отклоненной коммуникации» в семье (Зигнер, Вайн,
1966).
2. Парадоксальная коммуникация: концепция «двойной связи» (Бейтсон, Джексон, Хейли, Викланд, 1956).
3. «Замаскированная коммуникация»: мистификация (Лэнг, 1956).
Эти «типичные нарушения» коммуникации являются барьерами семейного информационного общения они препятствуют ему и искажают его смысл, ухудшают процесс коммуникации и влияют на взаимопонимание. Более того, они являются причиной психической травматизации личности. Это развитие коммуникационной проблемы и переход ее в конфликт.