Впечатляет применение этого приема при обучении правописанию маленьких детей. Так, ребенку, упорно писавшему «шол» вместо «шёл», было предложено умышленно написать несколько раз подряд именно «шол». Уже после пробы последовал бурный протест ребенка, который настаивал на том, что после «ш» должна писаться буква «ё».
По существу этот же прием отучивания был введен В. Франклом в психотерапевтическую практику и назван парадоксальной интенцией. Суть приема В. Франки поясняет так: психотерапевт требует от пациента, чтобы он осуществил (при неврозе навязчивых состояний) или захотел осуществления (при фобии) того, чего он так опасается. Вот пример излечения, приводимый Франклом. Девятилетний мальчик, несмотря на все наказания, угрозы и уговоры, регулярно мочился в постели. Излечившая его парадоксальная интенция была такова — мальчику было обещано что за каждую ночь, когда он намочит в постель, он получит по 5 центов. Мальчик обрадовался, решив, что станет богачом, однако ему это не удалось — болезнь прошла. Франки щедро описывает случаи, когда бессонница излечивалась запрещением спать, треморофобия у хирургов — желанием продемонстрировать, «как здорово я могу дрожать», импотенция — требованием воздержаться от половой жизни.
Родство приемов очевидно. Сравните: инструкция при отучивании — ни в коем случае не старайтесь избавиться от ошибки, наоборот, намеренно повторяйте ее;инструкция, создающая парадоксальную интенцию, — ни в коем случае не старайтесь делать то, что у вас не получается, напротив, сознательно стремитесь сделать то, от чего вы хотели бы избавиться. Позднее мы обсудим возможные причины, делающие подобного рода приемы отучивания эффективными.
Итак, в этой главе описан некий полученный в эксперименте феномен. Феномен несколько странный, возможно, на первый взгляд, даже бессмысленный (ну, действительно, зачем делать ошибки, если заранее знать правильный ответ и иметь полную возможность дать именно этот правильный ответ?). Но экспериментальный феномен есть экспериментальный феномен. Его можно перепроверять, подтвердить или опровергнуть, но от него нельзя просто так отмахнуться, как от такого результата, который «не может быть никогда». Другое дело, что мало получить эмпирический результат, его нужно еще понять.