Эксперимент | MorevOkne.ru
http://morevokne.ru/

Эксперимент

В качестве испытуемых выступили 46 студентов универси­тета Калифорнии. Эксперимент заключался в двукратном повторении схе­мы из двух категорий речевой открытости, двух категорий контекстуаль­ной открытости, двенадцати категорий открытости с повторным измере­нием всех факторов. Таким образом, 48 экспериментальных условий дваж­ды предъявлялись каждому испытуемому.

Каждый испытуемый получал материалы, состоящие из 96-листовой брошюры и одной страницы инструкции. Каждая страница брошюры содержала утверждение вместе с соответствующим контекстом. Таким образом, каждая брошюра состояла из случайно представленных двукрат­ных повторений 48 экспериментальных условий. В таблице 3.1 приведе­но несколько примеров использованных материалов. В таблице обозна­чения говорящего и объекта его речи (называемого объектом) выделены курсивом. В первом столбце помещены определения 12 категорий откры­тости, относящихся к контексту или речи. Записи во втором столбце пока­зывают контекст, в котором прозвучали речевые высказывания. Одно ус­ловие, состоящее из закрытой речи и открытого контекста категории активность-пассивность, представлено ниже;именно так оно было пред­ставлено на странице брошюры:

Как Фред относится к тому чтобы помочь кому-то починить спустившуюся шину?

По пути домой Фред остановился, чтобы помочь кому-то заменить спустившееся колесо. Разговаривая с другом позже, он сказал: «Мне пришлось остановиться, чтобы по­мочь кому-то сменить колесо».

Однократное обследование проводилось в групповой форме. На этой и всех оставшихся страницах брошюры испытуемые записывали в скоб­ках свои оценки отношения, используя семибалльную шкалу от-3 (очень сильно не нравится) до +3 (очень нравится).

Результаты. В таблице 3.2 приведены итоговые значения средних показателей распознанных испытуемыми отношений с точки зрения со­вместного воздействия речевой открытости, контекстуальной открытос­ти и категорий открытости. Анализ различий показателей воспринятого отношения позволяет говорить о следующих эффектах, существующих на 0,01 уровне значимости.

Делался вывод о большей степени позитивного отношения, когда открытость речи была больше (F= 456,5;df~l/45), а открытость контек­ста — меньше (F176,8;df=]/45). Для различных категорий открытости наблюдались значимые различия в уровне воспринимаемой симпатии (F= 7,8;df=Т 1/495). Как и предполагалось, удалось установить взаимодействие между открытостью речи и контекста (F— 9,2;df1/45). Однако изучение

совместного воздействия речевой открытости и категории (Я= 27,1;df= 11 /495) и открытости контекста и категории (F= 13,8;<#==11/495) показало, что для разных категорий воздействие речевой и контекстуальной открытос­ти было различным. Поэтому результаты проверки гипотез отдельно для каждой категории представлены в таблице 3.3;значения /-критерия при­ведены только когда отдельное воздействие этой категории оказывалось значимым на статистически достоверном уровне.

Таблица 3.2. Средние показатели воспринятого отношения

Категория

Открытая речь

Закрытая речь

открытый контекст

закрытый контекст

открытый контекст

закрытый контекст

Расстояние

0,73

1.11

0.18

0,76

Время

0.64

0,69

-0,67

0.33

Порядок появления

0,73

1,42

-0,68

1.10

Длительность

1,19

1,82

-0,65

-0.06

Активность-пассивность

0.84

0,61

-0,43

-0.60

Взаимность-однонаправленность

0,58

0,83

-0,37

0.56

Вероятность

0,80

1,79

-0.70

-0.31

Участие коммуникатора (части коммуникатора)

0.50

1.06

-1,12

-0.15

Участие коммуникатора (групп ы коммун и катора)

0.35

1,00

-0,11

0,19

Участие объекта (части объекта)

0,65

0,92

-0.58

0.42

Участие объекта (группы объекта)

0,88

1.93

1.42

-0.05

Партнерство (разобщен­ность) коммуникатора и объекта

1,27

1.88

-1,60

-0.07

Таблица 3.3. Значения /—,критерия при сравнении эффектов, соответствующих четырем гипотезам*

Категория

Гипотеза 1а: сравнивает столбцы 1 и 3 таблицы 3.2

Гипотеза 2b: сравнивает столбцы 2 и 4 таблицы 3.2

Гипотеза 2a: сравнивает столбцы 1 и 2 таблицы 3.2

Гипотеза lb: сравнивает столбцы 3 и 4 таблицы 3.2

Расстояние

1,84°

1,17

1.63

2.49 +

Время

4,40+

1,21

< 1

4.30т

Порядок появления

4,73?

4.43t

2,96 +

3,34t

Длительность

6,17+

6.30t

2,70+

2,53 +

Авктивность-пассивность

4,261"

4,07t

-

Взаимность однонаправленность

3.19+

< 1

] ,07

3.99+

Вероятность

5.03t

7,05 +

4,25 +

1,67°

Участие ком­мун п катора (части ком­мун и катора)

5,43t

4,06+

2,40+

4,17т

Участие коммуникатора­

(группы ком­муникатора)

1,54

2,72t

2,79+

1.29

Участие объ­екта (части объекта)

4,13t

1,68°

1.16

4,30t

Участие объ­екта (группы объекта)

7,73t

6,65 +

4,50t

5,88t

Партнерство (разобщен­ность) ком­мун и катора и объекта

9,73t

6,54 +

2,62 +

6.57t

" Для всех приведенных в этой таблице эффектов °Р < 0.05;tР < 0.01.


Comments are closed.