Хочу и буду! | MorevOkne.ru
http://morevokne.ru/

Хочу и буду!

Важно, насколько ребенок энергичен и смел. Эти свойства являются врожденными, так как не­которые дети ведут себя активнее других еще до рожде­ния. Один ребенок, столкнувшись с запретом «Не дви­гайся», может полностью перестать двигаться, но оста­вить за собой право смеяться и петь.

Другой на его месте подумает: «Хочу и буду!» — и тогда родителям придется усилить запрет, если они хотят, чтобы он выполнялся. Чем активнее сопротивление, тем сильнее становится за­прет, который должен положить ему конец. Одни роди­тели, дойдя до определенного уровня, остановятся. Дру­гие будут бить ребенка или даже убьют его, если он не будет слушаться. Чем младше ребенок, тем легче с ним справиться. Таким образом, склонность ребенка к послу­шанию в сочетании с силой давления окружающей сре­ды в результате приводит к отказу со стороны ребенка от определенной доли его потенциала. Кто-то теряет 10%, кто-то — 50 %, а кто-то и все 90 %. Отныне им предстоит жить девяностопроцентной, пятидесятипроцентной или десятипроцентной жизнью. Давление исходит не только от родителей и учителей, но и от социально-экономиче­ских условий жизни. В гетто на ребенка давят не только отец и мать, требуя отказа от автономии, но и все факто­ры, которые давят на мать и отца.

Эрик Берн не считал, что плохие жизненные условия имеют отношение к работе психотерапевта. На его взгляд, этот фактор был из области политики, и он не хотел ме­шать политику с психиатрией. Он возражал против об­суждения такого рода данных в дискуссиях, посвящен­ных проблемам психотерапии. Он называл такие обсуж­дения «Подумайте, какой ужас!». Тем не менее я с ним не согласен. Люди живут в социальной среде, которая явля­ется подавляющей, и когда психотерапевт не рассмат­ривает социальные условия, он опускает важный детер­минант поведения. Психотерапевт, который закрывает глаза на дискриминацию по полу, по возрасту или по ра­совому признаку, не сможет хорошо сделать свою рабо­ту, если только он не работает с представителями «нера­ботающих (то есть высших) классов», которых эти про­блемы не касаются.


Comments are closed.