Юнг подчеркивает «Наша жизненная судьба, в сущности, идентична судьбам нашей сексуальности». Здесь Юнг пока еще всецело движется в фарватере теории Фрейда, и в его работах нетрудно найти параллели с тогдашними или появившимися в дальнейшем идеями Фрейда, причем в силу тесного контакта между ними напрасно было бы пытаться в каждом отдельном случае искать «оригинальность», а тем более приоритет. То же самое относится и к опубликованной Юнгом в следующем году (Jung 1910а) работе о конфликтах детской души, в которой он, следуя примеру фрейдовского анализа «маленького Ганса» (см. соответствующую статью М. Гротьяна в т. I), сообщает о своих наблюдениях над дочерью Агатой в период от трех до пяти лет. Здесь Юнг не только подтверждает этими наблюдениями психоаналитическую теорию, но и указывает на ее важность для педагогики.
В 1910 году еще ничто не омрачало личные отношения Фрейда и Юнга;отчрк-дение началось годом позже (Freud/Jung 1974,489 etc.) 1. Критика Юнгом психоаналитической позиции в узком смысле слова особенно резко прозвучала в нью-йоркских лекциях в сентябре 1912 года. В них он практически приравнял сексуальность к влечению к сохранению рода, заявил, что достижение удовольствия отнюдь не идентично сексуальности, и выразил мнение, что в раннем детстве доля сексуальности в получении удовольствия крайне мала. К этому он добавил критику фрейдовской концепции инцеста (Jung 1913, 322 etc., 370 etc.).
Уже эта работа вызвала недовольство у психоаналитиков, и Э. Джонс вместе с Ш. Ференци разработал план создания вокруг Фрейда небольшой группы «достойных доверия» аналитиков, поскольку теперь, после отхода Адлера и Штекеля, приходилось опасаться и разрыва с Юнгом (Freud/Jung 1974,569). Разрыв и в самом деле произошел после публикации книги Юнга «Метаморфозы и символы либидо» (Jung 1912). Название этой работы не позволяло предположить, что она положит конец дружбе между двумя учеными, ведь и сам Фрейд не раз говорил о «судьбах» и «символах» либидо. Даже содержание книги с чисто научной точки зрения не покажется современному читателю достаточной причиной для столь драматического и окончательного разрыва между ними. За научными аргументами, без сомнения, скрывались мощные личные и бессознательные силы. Несомненно, что последнее слово об этом еще не сказано.