Икона Андрея Рублева «Пресвятая Троица» | MorevOkne.ru
http://morevokne.ru/

Икона Андрея Рублева «Пресвятая Троица»

В Мире Духовной и физической Вселенной все развивается по единому Плану Сотворения Мира, по единым законам мироздания. Программа развития общества и природы давно написана и изменить ее в состоянии только сам Автор – Абсолютный Разум. План Сотворения Мира суть проявление Божественной предопределенности, которая в науке носит название философского детерминизма. Одним из частных случаев проявления законов детерминизма, на наш взгляд, как раз является икона Андрея Рублева «Пресвятая Троица», написанная им примерно между 1425 и 1427 годами, которое представляет собой не что иное, как закодированное послание Создателя человеческой цивилизации.

Икона Андрея Рублева «Пресвятая Троица»

Икона Андрея Рублева «Пресвятая Троица»

По сути, мы имеем дело с Программой духовного развития человечества, рассчитанная на тысячелетия, поэтому эта икона имеет поистине космическое значение. Икона Рублева – это История трех Великих Контактов человечества с Высшим Разумом. Три человека, изображенные на иконе – это три непосредственных земных Контактера с Океаном, пришедшие на Землю в различные периоды Истории человечества, чтобы выполнить индивидуальные программы Космоса;иначе говоря, Мессии. Остается выяснить, кого персонально изобразил на своей иконе великий мастер Андрей Рублев.

С этой позиции икона Андрея Рублева является одной из самых загадочных в Мировой истории живописи. Существует, по меньшей мере, восемь версий по поводу того, кто же все-таки изображен на иконе. Все это многообразие точек зрения условно можно свести к трем основным точкам зрения.

Согласно первой, официально признанной православной церковью версии, на иконе «Пресвятая Троица» изображены три ипостаси Господа: Отец – Бог, Отец – сын и Святой дух. Здесь уместно вспомнить историю иконы. Казалось бы, одна из самых почитаемых икон в одном из самых почитаемых монастырей всегда была на виду. Кульминацией паломничества в Лавру для многих как - раз было моление перед чудодейственной, написанной «в похвалу Сергию Радонежскому», иконой. Но, как это ни парадоксально, по-настоящему «Троицу» никто тогда не видел: этому мешал золотой оклад, которым укрыли ее в 1575 году по распоряжению Ивана Грозного.

В 1600 году, уже при Годунове, его заменили еще более роскошным окладом. Впрочем, и без него увидеть икону в первозданном блеске было невозможно: каждую икону после росписи покрывали олифой, как бы «расцвечивающей» краски. Но со временем олифа темнела, поэтому иконы периодически «поновляли», попросту переписывая поверх потемневшей пленки. И к 1904 году, когда Василий Гурьянов дерзнул коснуться иконы своим скальпелем, живопись Андрея Рублева была неразличима под многочисленными поновлениями. Такова жизнь иконы: созданная для храма, в храме она и старится.

Примечательно, что окончательно верхний слой был снят с иконы в трагическом 1918 году, когда большая часть икон и храмов были уничтожены большевиками. Взорам изумленных большевиков предстала икона, изобилующая непонятными ликами и животными. Что удивительно: большевики, которые безо всякого сожаления уничтожали любые предметы религиозного культа, объявили картину национальным достоянием и взялись рьяно охранять ее, поместив в национальную Третьяковскую галерею, где она находится и по сей день.
В каноническом сюжете о трех ангелах, возвестивших рождение Исаака, Андрей Рублев отсек лишнее: суетящиеся маленькие фигурки с блюдами в руках (рядом с собственно Троицей изображались Авраам и Сара, подносящие хлебы). Три ангела как символ триединого Бога предстали во всей своей надмирной чистоте. Остались только знаки земного: дуб, стол, чаша.

Принято считать, что Спасителя символизирует центральный ангел, ибо рука его ближе к чаше, означающей искупительную жертву. Для подкрепления этой версии обычно ссылаются на ответ Стоглавого Собора царю Ивану Грозному. Того интересовало, который из ангелов есть Христос и кому, стало быть, подобает нимб с перекрестьем? Собор ответил, что Христос – средний ангел, сидящий выше других, и нимб с перекрестьем подобает ему. Ответ столь же нелеп, сколь и вопрос: смысл нимба с перекрестьем – превосходство чести, имеемое Спасителем пред апостолами и святыми. Ипостаси же Троицы равны.

Отцы Стоглавого Собора упустили из виду, что, усадив Сына в центре и отделив таким образом Отца от святого Духа, они заставили Святой Дух исходить от Сына, что противоречит Символу Веры (не случайно же византийцы предпочли гибель и турецкое рабство католическому filioque – формуле, добавленной католиками в Символ Веры, по которой Святой Дух исходит «и от Сына»). Также Символ Веры со всей строгостью напомнит, что Сын восседает «одесную Отца» (т.е. справа от Отца, а для нас слева). Да и вовсе сомнительно, чтобы «богодухновенный мастер» Рублев поместил Отца ниже сына. Средний ангел как бы парит над радостью и над страданием, над всем, что может быть названо. Полуоборот к левому (тому, что «одесную») ангелу, ладонь, как бы подвигающая жертвенную чашу к нему…Может быть, ему больше подходит образ евангельского Отца, отдающего Сына в жертву?

 


Comments are closed.