Ход и результаты обучения на основе первого типа ориентировочной деятельности (шахматы) | MorevOkne.ru
http://morevokne.ru/

Ход и результаты обучения на основе первого типа ориентировочной деятельности (шахматы)

Испытуемым показывался процесс решения задачи, но никаких объяснений при этом не давалось. Ориентировочная часть действия от них была скрыта, они видели только ход исполнительной его части.
I, Обучение решению задачи «мат одинокому королю королем и ферзем»
Исходная позиция была следующей: Белые —Kpgl, Фс1. Черные —Кре5.
Рядом, на другой доске, ставилась конечная матовая позиция: Белые —Kpg6, Ф7. Черные —Kph8.
Экспериментатор играл одновременно и за белых, и за черных. "При этом он ограничивался тем, что по ходу игры фиксировал в речи последовательность исполнительных операций. «Белый ферзь ходит сюда. На это король черных ходит так. Тогда король белых ходит сюда. Король черных ходит так...».

Последовательность исполнительных операций была такой:
1. Фс4 Kpf5. 2. Kpf2 Кре5. 3. Kpf3 Kpf5. 4. Фе4 Kpf6. 5. Kpg4 Kpg7. 6. Феб Kph7. 7. Kpg5 Kpg7. 8. ФГ6 Kpg8. 9. Фе7 Kph8. 10. Kpg6 Kpg8. 11. Фg7 X.
Как видим, сначала ферзь завоевывает максимум пространства (ход 1), затем к нему присоединяется король (ходы 2 и 3), вдвоем они гонят короля черных в угол, создавая матовую сеть и мат (ходы 4 —11). Другими словами, экспериментатор последовательно учитывает систему выделенных условий, но от испытуемого это остается скрытым.
Во время показа решения экспериментатор делает ходы медленно, создавая тем самым условия для лучшего восприятия каждого хода. После однократного показа ту же задачу, с тем же исходным расположением фигур, предлагали для самостоятельного решения.
После первого показа ни один из испытуемых не смог справиться с задачей. В качестве примера приведем игру испытуемого С.

1. Kph2 (ход белых).
Белые сразу же делают плохой ход, уводя короля в сторону от событий.
1. ...Кре4. 2. Kph3 Kpd4. 3. Kpg3 Кре4. 4. Фс12. Четвертый ход хороший. Но это случайность, так как его результаты не используются.
4. ... Кре5. 5. Kpg'4 Кре4. 6. Kpg5.
Испытуемый, очевидно, уловил, что надо ходить и ферзем и королем. Однако он далек от понимания цели этих движений. Последним ходом он уводит короля в сторону, ослабляет позицию.
6. ... Кре5. 7. ФеЗ Kpd5. 8. Ф.4.
Фигуры белых соединились, так сказать, «сошлись» вместе. Однако белые из этого ничего не извлекают. Значит, они соединили их без всякой цели.
8. ... Крс5. 9. Kph6.
Самый плохой ход (девятый), который только можно было сделать: белые уводят своего короля в сторону от места главных событий. В показанном экспериментатором решении король белых шел к этому углу, но ведь там же находился и король черных. Сде - танный белыми ход лишен смысла. 9. ... Kpd5. 10. Белые не загоняют короля в угол, а, наоборот, не дают ему туда попасть.
11. ...Kpd5. 12.


Comments are closed.