«Листок» Лермонтов стихотворение | MorevOkne.ru
http://morevokne.ru/

«Листок» Лермонтов стихотворение

ЛИСТОК

Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя;
И вот наконец докатился до Чёрного моря.

У Чёрного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская;
На ветвях зелёных качаются райские птицы;
Поют они песни во славу морской царь-девицы.

И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев твоих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудрёных и чудных».

«На что мне тебя? — отвечает младая чинара, —
Ты пылен и жёлт, — и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.

Иди себе дальше, о странник! тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море».

Листок. Автор: Лермонтов Михаил Юрьевич

Иллюстрация к стихотворению Лермонтова Листок

О стихотворении М. Ю. Лермонтова «Листок»

«Листок». Стихотворение написано в 1841 году. В центре стихотворения — одинокий листок, который оторвался от ветки родимой, засох, увял от холода, зноя, горя. Гонимый листок докатился до Чёрного моря. В противоположность ему у моря стоит молодая чинара, с ней шепчется ветер, на ветвях качаются райские птицы. Сравниваются два мира: листок окружают враждебные силы, чинару — ласковый ветер.

Листок-странник молит приюта, но чинара отвергает его, отказывается приютить листок. «Иди себе дальше», — говорит чинара, но дальше — море, гибель для листка.

Некоторые литературоведы считают, что в образе до срока созревшего листка угадывается второй план, раскрывающий тему бесцельного существования, разрыва исторических связей и преждевременного созревания лермонтовского поколения.

Анализ стихотворения Лермонтова «Листок»

Стихотворение «Листок» было написано М. Лермонтовым весной 1841 года, после возвращения на Кавказ из двухмесячного отпуска, проведенного в Петербурге. Последние месяцы жизни были временем поэтического расцвета Лермонтова: глубокое переосмысление им своей жизни и его размышления нашли отражение в произведениях последнего периода. Впервые стихотворение было опубликовано уже после смерти поэта, в 1843 году, в журнале «Отечественные записки».

В центре произведения – судьба одинокого, не находящего покой человека. Образ листка как символа изгнанника был широко распространен в европейской литературе эпохи романтизма. Основной темойстихотворения, относящегося к философской лирике, являются поиски одинокой душой спокойствия и душевного тепла в реальном мире. На автобиографичность произведения указывают направление движения листка на юг (для Лермонтова это был Кавказ) и тот факт, что листок, оторвавшись «от ветки родимой» отправился скитаться не по собственной воле, а «жестокою бурей гонимый». Листок символизирует трагически одинокого человека, оторванного от своих корней, в чужом мире.

Стихотворение является элегией по жанру;в нем отчетливо звучат мотивы личных переживаний лирического героя – тоски, страдания и одиночества.

Произведение сюжетно, в нем раскрывается история странствующего вдали «от отчизны суровой»листка. Композиция «Листка» построена на противопоставлении центральных образов – дубового листка и чинары. Прием антитезы усиливает конфликт между ними: листок – желт и засох, а чинара – изумрудного цвета и свежа;он подвижен, а она статична;он пылен, а чинара чиста (ее корни омывает море). Листок представлен странником, чинара же нигде не была. Чинара дружит с окружающим миром, живя в гармонии с морем, солнцем и ветром. Для листка окружающий мир враждебен: солнце сушит его, ветер несет, а море сулит гибель.

В стихотворении ярко прослеживается романтический конфликт реальности, столь суровой для листка, с теплым, почти сказочным миром чинары. Много повидавший на своем веку («Немало я знаю рассказов мудреных и чудных») лирический герой («бедный дубовый листочек»), стремясь избавиться от мучительного одиночества и тоски, просит принять его таким, какой он есть, молит чинару о сострадании: «Прими же пришельца…».

В образе «младой» чинары Лермонтов аллегорически выразил тему любви. Красивая внешне - высокая, с изумрудными листьями - чинара живет в своем самодостаточном мирке, не желая знать ничего, что происходит за его пределами: «Да к чему мне эти небылицы?». Поэт противопоставляет внешнюю красоту чинары ее бездушному внутреннему миру: эгоистичная и равнодушная чинара глуха к страданиям других и неспособна на сопереживание.

Кульминация стихотворения – крушение надежды героя на обретение покоя и счастья: «Иди себе дальше, о странник!». Последнее слово в диалоге героев остается за чинарой, что усиливает ощущение безысходности судьбы листка. Хотя финал стихотворения открыт, в нем отчетливо звучит чувство обреченности не находящего покоя вдали от родины героя. Герой обречен или на неминуемую смерть, или на бесконечные мучительные скитания.

Синтаксическая организация стихотворения также усиливает главный конфликт. Образу листка посвящены три первые строфы, представляющие собой бессоюзные сложные предложения. Образ чинары раскрывается в двух последних строфах, выраженных пятью предложениями. Вопросительные и восклицательные интонации передают такие чувства чинары, как возмущение и гнев.

Стихотворение состоит из пяти строф: четыре представляют собой четверостишия, а заключительная строфа – восьмистишие. Лермонтов использовал для написания «Листка» редко встречающийся трехсложный размер – пятистопный амфибрахий и два способа рифмовки – смежную и перекрестную (в четвертой строфе). Особенностью ритмической организации является употребление парной женской рифмы, придающей стихотворению особую напевность.

Произведение насыщено средствами художественной выразительностиэпитетами (холодное море, в отчизне суровой, ветки родимой, младая чинара), метафорами (сынам свежим, засох я без тени, увял я без сна), олицетворениями (докатился до Черного моря, приюта молит, с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская). Использование такого стилистического приема, как ассонанс (повтор гласных «о» и «а») передает минорное настроение героя и делает стихотворение удивительно мелодичным.

Конфликт мечты и реальности в стихотворении «Листок» отражает парадоксальный синтез избытка чувств и неверия в человеческие чувства самого поэта.

Ответы на вопросы по стихотворению Лермонтова Листок

1. Какова история листка-странника? О чём этот рассказ — о листке, о людях, о поколении? Какие эпитеты, олицетворения помогают сделать стихотворение таким грустным?

Листок-странник оторвался от родного дуба, полетел в степь, засох, пожелтел, докатился до Чёрного моря, там он повстречал молоденькую чинару, попросил у неё покрова, но она ему отказала. Этот рассказ не только лишь о листке, да и о людях — о потерянном лермонтовском поколении.

Эпитеты (жестокою, гонимый, тоскою глубокой, бедный, суровой, пылен, жёлт, холодное) и олицетворения (прижался, молит, до срока созрел, ношуся один) помогают сделать стихотворение таким грустным.

3. Как вы думаете, есть ли будущее у листка? Подтвердите это строчками самого стихотворения. Как вы это объясните?

Навряд ли есть будущее у этого листка, ведь он уже совершенно увял, засох, пожелтел — вероятнее всего, он скоро перевоплотится в перегной... Хотя чинара гласит ему: «Иди для себя далее, о странник!», так что, может, листок так и будет странствовать бесцельно и бесприютно по свету... Но для чего?..

Можно ли выделить в стихотворении «Листок» сюжет? Если он есть, то кратко перескажите.

Путешествие дубового листка, который оторвался от ветки родимой, было дол­гим. Жестокая буря донесла его до Черно­го моря. Листок прижался к корню моло­дой чинары и просил у нее приюта, но гор­дая красавица не захотела ему помочь. Ей не интересны были его «небылицы», и она прогнала его от себя. Такова история горь­ких скитаний дубового листка.
Образы дубового листка и чинары контраст­ны. Докажите это утверждение, пользуясь текстом стихотворения.

Мы видим, что дубовый листок засох и увял от холода, зноя и горя, а молодая чи­нара стоит на берегу Черного моря, и ве­тер ласкает ее зеленые ветки, а корни омывает холодное море. Контраст очеви­ден и при обращении к деталям этой кар­тины: так дубовый листок пылен и желт, а свежие листки чинары изумрудны.
Как можно объяснить суровый отказ чинары? Почему, как вам кажется, она не хочет приютить ду­бовый листок?

Счастливая чинара не может понять горя бедного дубового листочка, ведь ее жизнь течет счастливо и радостно. Так чи­нара не может понять и пожалеть бедного странника, а читатель осуждает эгоизм и безразличие чинары к чужому горю.

Сравните стихотворения В. А. Жуковского и М. Ю. Лермонтова. В чем их сходство и отличие?

Дубовый листок в стихотворении В. А. Жуковского оторвался от ветки и мчится по воле ветра и рока. Листки лав­ра и розы, которые тоже оторвал ветер, мчатся, как и он, неведомо куда. На пути этих странников нет преград, нет встреч, которые бы заставили их подумать о перемене своей судьбы, как это случилось у листка в стихотворении М. Ю. Лермонтова. В стихотворении В. А. Жуковского нет и скорби бедного листка о своей судьбе, он покорен року. Листок в стихах М. Ю. Лермонтова чувствует горечь своего скитания и пытается изменить свою судьбу.

Какое чувство занимает центральное место в стихотворении Лермонтова?

В стихотворении «Листок» М. Ю. Лер­монтова центральное место занимает чув­ство тоски и бесконечного одиночества. Попытка его преодолеть не приносит ус­пеха.
К стихотворению Лермонтова «Листок» созда­но множество иллюстраций, на его текст написаны песни и романсы. Чем, на ваш взгляд, привлекло это произведение художников и музыкантов?

Художников и музыкантов привлекла искренность и яркость передачи чувства одиночества, музыкальность строк этого произведения.


Comments are closed.