В творческой лаборатории Тургенева | MorevOkne.ru
http://morevokne.ru/

В творческой лаборатории Тургенева

Воспоминания о Тургеневе характеризуют его и как художника, раскрывают особенности его писательского труда.
Он говорил об этом так: «...писатель не может, не должен поддаваться горю! Он изо всего должен извлекать Пользу. Писатель, говорят, человек нервный, он чувствует сильнее других. Но потому-то он и обязан держать себя на узде, обязан решительно всегда наблюдать и себя и других. Ну вот, например, случилось с тобой большое горе, — садись и запиши, то-то и то-то случилось, то-то и то-то испытываю. Горе пройдет, а превосходная страница останется. Иногда такая страница может сделаться ядром большого творения...»

П. А. Кропоткин записал в своих воспоминаниях о Тургеневе: «Он говорил, как и писал, образами. Желая развить мысль, он прибегал не к аргументам... он пояснял ее какой-нибудь сценкой, переданной в такой художественной форме, как будто бы она была взята из его повести».

Есть свидетельства о его мучительной работе над сюжетом, образами, стилем, о его требовательности к себе: «Редко его произведение печаталось прежде, чем он прочтет его кому-нибудь из близких людей, не посоветуется;замечания возбуждали иногда спор, но принимались всегда без признака самолюбивого укола;рукопись потом сверху донизу перечитывалась, исправлялась и часто переписывалась заново», — рассказывал Д. В. Григорович.

Ответы на вопросы и задания

1. В чем особенности творческой позиции И. С. Тургенева?

Главная особенность творческой позиции И.С. Тургенева в том, что он в молодые годы дал так называемую «аннибалову клятву» и поклялся посвятить свою жизнь борьбе за освобождение народа.
Тургенев стремится занять позицию объективного отношения к жизни, ориентируется на установки «натуральной школы» (писатели стремились изображать действительность как можно объективнее).
Тургенев стремился без прикрас показать противоречивость народного характера, но одновременно с этим убеждает читателя, что именно в зависимом и социально униженном русском крестьянстве скрыт нравственный потенциал нации. Как великий художник, Тургенев мог почувствовать только что зарождающиеся явления жизни и отразить их в произведениях.

2. Подготовьте на основе прочитанного небольшой диалог о писателе («Разговор о жизни и творчестве Тургенева»).

Родился 28 октября 1818 г. в Орле. До 9 лет Тургенев прожил в наследственном Лутовиновском Спасском (в 10 верстах от Мценска, Орловской губернии) . В 1827 г. Тургеневы, чтобы дать детям образование, поселились в Москве;на Самотеке был куплен ими дом. Тургенев учился сначала в пансионе Вейденгаммера;затем его отдали пансионером к директору Лазаревского института Краузе. В 1833 г. 15-летний Тургенев (такой возраст студентов, при тогдашних невысоких требованиях, был явлением обычным) поступил на словесный факультет Московского университета.

Год спустя, из-за поступившего в гвардейскую артиллерию старшего брата, семья переехала в СПб. , и Тургенев тогда же перешел в Петербургский университет. 1843 г. выпускает отдельной книжкой, под буквами Т. Л. (Тургенев-Лутовинов) , поэму "Параша". В 1845 г. выходит тоже отдельной книжкой другая поэма его, "Разговор";в "Отечественных Записках" 1846 г. (N 1) появляется большая поэма "Андрей", в "Петербургском Сборнике" Некрасова (1846) - поэма "Помещик";кроме того, мелкие стихотворения Тургенева разбросаны по "Отечественным Запискам", разным сборникам (Некрасова, Сологуба ) и "Современнику".

С 1847 г. Тургенев совершенно перестает писать стихи. с 1847 г. , когда появляются первые очерки "Записок Охотника", до 1856 г. , когда "Рудиным" начинается наиболее прославивший его период больших романов, выразилась, кроме законченных в 1851 г. "Записок Охотника" и драматических произведений, в ряде более или менее замечательных повестей: "Дневник лишнего человека" (1850), "Три встречи" (1852), "Два приятеля" (1854), "Муму" (1854), "Затишье" (1854), "Яков Пасынков" (1855), "Переписка" (1856)."Рудин", (1856), "Дворянское гнездо" (1859), "Накануне" (1860), "Отцы и дети" (1862), в которых является самым замечательным выразителем первой половины эпохи реформ.


Comments are closed.