На текущий момент автомобильные кондиционеры используют в своей основе две схемы работы:
1) с ресивером осушителем, терморегулирующим вентилем;
2) с аккумулятором, расширительной трубкой.
Рассмотрим систему с ресивером и терморегулирующим вентилем
Со стороны всасывания находятся испаритель и трубопровод. По последнему хладагент оказывается в компрессоре. На данном приборе расположен датчик давления и штуцер для низкого давления.
Со стороны нагнетания расположены ресивер – осушитель, конденсатор, расширительный клапан, имеющий баллон термодатчика, трубопровод со штуцером, используемым при высоком давлении, и датчик показаний давления.
Когда включают электромагнитную муфту компрессора, газообразный хладагент начинает всасываться и сжиматься компрессором, достигая высоких температур и большого давления, затем поступает в конденсатор. Там газ под высоким давлением и температурой преобразуется в жидкость, отдавая тепловую энергию воздуху, проходящему по конденсатору. Хладагента при входе в компрессор имеет температуру 80, а у выхода - 50 градусов по цельсию.
Теплый жидкий хладагент идет в ресивер (то есть осушитель). Там осуществляется его фильтрация: устранение мелких частиц и пыли. Удаляется влага. Затем жидкий хладагент под высоким давлением поступает в расширительный клапан, где происходит его испарение. Вновь хладагент переходит в пар, имеющий низкую температуру и давление (-2 градуса,2 бар). Затем хладагент оказывается в испарителе, где туманообразное состояние переходит в газообразное (жидкий хладагент при низком давлении кипит, отбирая теплоту у стенок испарителя) и опять происходит всасывание компрессором для повторного цикла.
Другая система имеет аккумулятор и расширительную трубку. У выхода из испарителя расположен аккумулятор, там удаляется влага из хладагента при нагреве жидкого хладагента, поступающего из испарителя. При этом функцию ресивера осушителя берет на себя аккумулятор и фильтрующий элемент расширительной трубки. С помощью аккумулятора осуществляет предохранение компрессора от попадания хладагента в жидком виде, для того чтобы избежать выхода из прибора строя от гидроудара. Компрессор в данной схеме работает по циклам, получая команды для пуска и остановки от блока управления. При отдаче команд используются сигналы от датчиков давления и температуры.
Системы могут иметь два или три испарителя. Тогда система фреонопроводов увеличивается. Используются новые элементы. Это – тройники. Они располагаются и на всасывающей, и на нагнетающей сторонах.