Boeing X-51A Waverider | MorevOkne.ru
http://morevokne.ru/

Boeing X-51A Waverider

Начиная со Второй мировой войны тратились значительные усилия на исследования в области достижения больших скоростей реактивными самолётами и ракетопланами. В 1947 году экспериментальный ракетный самолёт «X-1» производства компании Белл совершил свой первый в истории сверхзвуковой полет и уже к 1960 году начали появляться предложения и проекты по полетам с гиперзвуковыми скоростями. За исключением проектов таких ракетопланов, как «X-15», специально спроектированных для достижения больших скоростей, скорости реактивных самолетов оставались в пределах М=1—3.

В 50-х и 60-х создавались различные экспериментальные гиперзвуковые ПВРД, которые испытывались на земле. Применительно к гражданскому авиатранспорту, основной целью ГПВРД считалось скорее снижение эксплуатационных расходов, чем сокращение времени перелетов. Поскольку сверхзвуковые реактивные двигатели потребляют значительное количество топлива, авиалинии предпочитали дозвуковые широкофюзеляжные самолёты, а не сверхзвуковые самолёты (см. «Конкорд» и Ту-144). Прибыльность использования последних была едва заметна, а убыточность полетов Конкорда «Бритиш Эйрвейз» за время его эксплуатации в среднем составила 40% (без учета субсидирования полетов государством). Одной из основных черт военных самолетов является достижение наибольшей маневренности и скрытности, что противоречит аэродинамике гиперзвукового полета. В период 1986—1993 г. в США была предпринята серьезная попытка создания одноступенчатой космической системы «X-30» (фирма Роквелл, проект NASP, англ. National Aero-Space Plane) на базе ГПВРД, но она потерпела неудачу.

Тем не менее, концепция гиперзвукового полета не ушла со сцены и менее масштабные исследования продолжались на протяжении последних двух десятилетий. Например, 15 июня 2007 года Агентство передовых оборонных исследовательских проектов (DARPA, англ. Defense Advanced Research Project Agency) США и Министерство Обороны (МО) Австралии сообщили об успешном гиперзвуковом полете со скоростью М=10 с использованием ракетного ускорителя для получения нужной скорости на ракетном полигоне Ву?мера в центральной Австралии. В США Пентагон и НАСА сформировали Национальную Гиперзвуковую Стратегию (англ. National Hypersonics Strategy) с целью исследовать спектр возможностей гиперзвукового полета. Другие страны, такие как Великобритания, Австралия, Франция, Россия и Индия также имеют свои программы исследований. Также следует отметить, что на 2009 год не было произведено ни одного «рабочего» аппарата с гиперзвуковым ПВРД, все имеющиеся и испытываемые модели создаются в рамках экспериментов по их исследованию.

В России разработкой подобных систем занимается Центральный институт авиационного моторостроения имени П. И. Баранова, расположенный в г. Москве и Лыткарино. В 1970-х годах начались работы по созданию ГПВРД и гиперзвуковой летающей лаборатории (ГЛЛ) «Холод» на базе ракеты ЗРК «С-200», на которой было проведено уникальное летное испытание в Казахстане ГПВРД на скорости M=5,7. На данный момент институт ведёт работы по перспективной ГЛЛ «Игла» («Исследовательский гиперзвуковой летательный аппарат») «Холод-2» с СПВРД[4].

Есть несколько требований в отношении того, в каком порядке должен быть продемонстрирован рабочий ГПВРД, чтобы он был признан «первым» рабочим двигателем, а именно, должно было быть продемонстрировано:
сверхзвуковое сгорание при наземных испытаниях;
требуемая тяга при наземных испытаниях;
сверхзвуковое сгорание или получение тяги при наземных испытаниях с использованием реального топлива в аэродинамической трубе при рабочей скорости потока воздуха;
сверхзвуковое сгорание при летных испытаниях;
требуемая тяга при летных испытаниях.

Проблема усложняется обнародованием, зачастую только частичным, ранее засекреченных материалов по экспериментам, которые сохраняются в секрете, но по которым тем не менее делаются утверждения о получении работоспособных вариантов двигателя. Кроме этого возникают сложности с подтверждением достоверности таких сведений и, в частности, факта сверхзвукового сгорания и получения требуемой тяги. Таким образом, по крайней мере четыре группы, в которые входят несколько стран и организаций, имеют законные основания утверждать, что были «первыми».

X-51A — разрабатываемая в США гиперзвуковая крылатая ракета. Разработка идёт в рамках концепции «быстрого глобального удара», основная цель — сократить подлётное время высокоточных крылатых ракет.

Согласно проекту, X-51A должна развивать максимальную скорость 7 М (свыше 8000 км/ч). В ходе первого самостоятельного полета аппарат должен развить скорость в 4,5 маха.

Весной 2007 года прошли испытания двигателя ракеты SJX-61 компании «Pratt &Whitney». Испытания ракеты было проведено в 2009 году, а принятие на вооружение планируется в 2017 году.

В середине декабря 2009 года ВВС США провели первые воздушные испытания X-51A, который провел в воздухе 1,4 часа будучи подвешенным к специальному креплению на бомбардировщике B-52. В ходе полета проводилась проверка влияния подвешенного аппарата на управляемость самолетом, а также взаимодействия электронных систем X-51A и B-52.

26 мая 2010 года в США состоялся первый полет гиперзвуковой ракеты X-51A Waverider, сообщает Aviation Week. Испытания были признаны успешными. Известно, что двигатель проработал около трех с половиной минут из запланированных пяти, что является на данный момент рекордом длительности полета летательного аппарата с прямоточным гиперзвуковым воздушно-реактивным двигателем. За это время ракета успела разогнаться до 5 М

Обнаружить небольшой летательный аппарат с расстояния 450-500 километров – это тоже себе задача. Да, пока такие аппараты летают на высотах более 10 км всё ещё не так сложно: штатно работают наземные РЛС. Когда высоту снизят до минимальных значений, массовые наземные РЛС сантиметрового диапазона окажутся за горизонтом и вообще ничего не увидят, в принципе. При этом, понятно, что если даже обнаружили аппарат, то времени на перехват традиционными средствами нет. Во-первых, три минуты это вообще очень мало. Во-вторых, даже если в воздухе уже находятся одиночные перехватчики, то не факт, что они успеют встретить скоростной аппарат. В-третьих, поднять в воздух что-то, кроме хорошо подготовленной ракеты – времени опять же нет. Остаются только сверхсовременные комплексы ПВО/ПРО, которых должно быть много, действовать они должны автоматически, и, в случае с маловысотными целями, потребуется ещё и наведение с воздуха (плюс поддержка загоризонтными наземными РЛС). Проблем много, да. (Кстати, истребитель пятого поколения, очевидно, тут не поможет, потому что нужно длительное патрулирование.)

Предлагаю на этот раз эту модель


Comments are closed.