Можете ли вы вспомнить, сколько дверей в вашем доме или квартире? Чтобы ответить на этот вопрос, многие люди создают внутренние образы (психические фотографии) каждой комнаты и считают дверные проходы, которые они себе мысленно представляют. Этот пример показывает, что многие воспоминания сохраняются в виде психических образов (Dewtiurst &Conway, 1994). Стивен Косслин, Томас Болл и Брайан Рейзер (1978) обнаружили интересное доказательство того факта, что воспоминания действительно существуют в форме образов. Участники Эксперимента сначала запоминали «пиратскую карту» с сокровищами, схожую с той, которая приведена на рис. 8.8, а. Затем их попросили нарисовать, как черная точка передвигается от одного объекта, например от какого-нибудь из деревьев, к другому, например хижине на вершине острова. Действительно ли люди формируют образ для решения этой задачи? По-видимому, да. Как показано время, которое требовалось, чтобы «передвинуть» точку, непосредственно соотносилось с реальными расстояниями на карте. Представляет ли пример «карты клада» фотографическую память? В некотором смысле образы внутренней памяти действительно обладают «фотографическими» качествами. Тем не менее термин «фотографическая память» чаще всего используется для описания типа памяти, называемой эйдетической. Эйдетические образы. Эйдетические образы возникают, когда у человека, чтобы «Карта с кладом», схожая с той, которую использовали Косслин, Болл и Рейзер (1978) для изучения образов в памяти этот график показывает, сколько времени потребовалось испытуемым, чтобы мысленно пройти различное расстояние по воображаемой карте, «сканировать» или сохранить их по крайней мере в течение 30 секунд. Представления внутренней памяти можно мысленно «видеть», закрыв глаза. В отличие от них эйдетические образы «проецируются» перед человеком. То есть они лучше всего «видны» на простой поверхности, например на чистом листе бумаги. В этом отношении эйдетические образы в чем-то похожи на последовательные образы, которые возникают у вас после того, как вы взглянете на зажегшуюся лампочку или ярко светящийся неоновый знак (Kunzendorf, 1989).
Эйдетическая память чаще всего свойственна детскому возрасту, при этом около 8 детей из 100 обладают эйдетическими образами. В одной серии тестов детям показали иллюстрацию к книге «Алиса в стране чудес» (рис. 8.9). Чтобы проверить свои эйдетические образы, посмотрите на картинку и прочтите инструкции. Теперь проверим, сколько вы помните. Можете ли вы сказать (не глядя на картинку), какая из завязок на переднике Алисы длиннее? Скрещены ли передние лапы кота? Сколько полосок на хвосте у кота? После того как картинку убрали, одного 10-летнего мальчика спросили, что он увидел. Он ответил: «Я вижу дерево, серое дерево с тремя ветвями. Я вижу кота с полосками на хвосте». Когда мальчика попросили посчитать полоски на хвосте у кота, он ответил: «Их около 16» (совершенно точно!). Затем мальчик продолжал описывать остальную часть картины вплоть до мелких детарэй (НаЬег, 1969).
Не разочаровывайтесь, если вам не удалось как следует справиться с задачей при проверке своих эйдетических навыков. Чаще всего эйдетические представления в юности начинают исчезать и к зрелости становятся совсем редкими (Kunzendorf, 1989). В действительности эта перемена - не такая уж и большая потеря. Большинство людей с яркими эйдетическими представлениями обладают заурядной долговременной памятью.
Давайте теперь вернемся к понятию внутренних образов воспоминаний. В некоторых исключительных случаях эти образы у человека чрезвычайно ярки и можно обоснованно утверждать, что он имеет «фотографическую память». Александр Лурия в своей книге «Маленькая книжка о большой памяти: Ум мнемониста» привел замечательный пример. Лурия изучал человека, которого он назвал мистером Ш., обладавшего практически неограниченной памятью на визуальные образы. Мистер Ш. мот с невероятной точностью вспомнить почти все, что когда-либо случалось с ним. Лурия попытался проверить память мистера Ш., используя все более длинные списки слов и чисел. Вскоре он обнаружил, что каким бы длинным ни был список, мистер Ш. оставался в состоянии безошибочно его вспомнить. Мистер Ш. с одинаковой легкостью мог вспомнить ряды цифр, бессмысленных согласных, математические формулы и стихи на иностранных языках. Его память была столь сильна, что мистеру Ш. пришлось изобрести метод Забывания - он записывал информацию на листе бумаги и затем сжигал его (Luria, 1968). Каким бы фантастическим это ни казалось любому студенту, память мистера Ш. причиняла ему серьезные неудобства. Он помнил так много, что не мог отличить важные факты от пустяков или реальность от фантазии (Neath, 1998). Например, если бы вы попросили его прочитать эту главу, он, вероятно, вспомнил бы каждое слово. При этом он вспомнил бы и все образы, возникавшие у него вместе с каждым словом, и все представления, звуки и ощущения, охватывавшие его во время чтения. Поэтому мистеру Ш. было очень трудно ответить на конкретный вопрос, написать логичное эссе или даже понять отдельное предложение.
Ложная позитивная реакция — ошибочное чувство узнавания.
Повторное обучение - повторение чего-то уже ранее усвоенного. Используется, чтобы оценить воспоминания о предыдущем обучении.
Шкала экономии — количество сэкономленного времени (выраженного в процентах) при повторном усвоении Информации.
Эксплицитная память — память о том, что человек осознает;память, которая сознательно восстанавливается.
Имплицитная память - память о том, о чем человек не знает. Этот вид памяти восстанавливается бессознательно.
Прайминг — способ облегчить восстановление имплицитных воспоминаний при помощи намеков, которые должны активизировать скрытые воспоминания.
Внутренние представления — психические образы или визуальные изображения, использующиеся в памяти и мышлении.
Эйдетические образы — способность сохранять «спроецированный» психический образ достаточно долго, чтобы использовать его как источник информации.
Мало людей в истории имели такую же память, как мистер Ш. Тем не менее вы, вероятно, знакомы по крайней мере с одним человеком с особенно хорошей памятью. Является ли превосходная память природным даром? Или люди с отличной памятью просто чуть лучше обычного человека умеют пользоваться своими способностями запоминать? Давайте детальнее исследуем этот вопрос.
Приобретенные стратегии. Сперва студент-доброволец, которого мы назовем Стивом, мог запомнить 7 цифр - обычная норма студента колледжа. Можно ли с помощью тренировки улучшить его способности? В течение 20 месяцев Стив практиковался в запоминании все более длинных рядов цифр. В конце концов он смог запомнить около 80 цифр, как в следующем примере.
Как Стив достиг таких высот запоминания? В основном он объединял цифры в осмысленные группы, содержащие 3 или 4 цифры каждая. Стив очень интересовался забегами на длинные дистанции, и поэтому он представил три первые цифры как 9 минут 28 секунд - хорошее время для пробега в 2 мили. Когда представления о времени не срабатывали, Стив, чтобы соединить цифры вместе, использовал другие ассоциации, например возраст или дату (Ericsson &Chase, 1982). Кажется очевидным, что успех Стива был основан на приобретенных им стратегиях. В самом деле, используя похожие системы памяти, другие люди сами стали тренироваться, чтобы повторить подвиг Стива (Bellezza, Six &Phillips, 1992). Психолог Андерс Эриксон считает, что исключительная память - это просто нормальная память, увеличенная путем тренировок. В качестве доказательства он отмечает, что кратковременная память Стива не улучшилась за месяцы практики. Например, он мог запомнить ряд не больше чем из 7 согласных. Феноменальная память Стива на числа еще более окрепла, когда он нашел новые способы их кодировать. Каждая новая стратегия помогала ему лучше сохранять цифры в Долговременной памяти. Стив начал с нормального запоминания цифр. Он расширял свою память при помощи усердной практики. Очевидно, что исключительную память можно развить (Neath, 1998). Тем не менее нам все же надо задаться вопросом, действительно ли некоторые люди от природы обладают лучшей памятью, чем другие? Чемпионы по запоминанию. В 1991 году в Лондоне проводился первый чемпионат мира по Запоминанию. Здесь различные психические атлеты соревновались между собой и проверяли, у кого
Память лучше всех. Чтобы продолжать забег, каждому участнику нужно было быстро запомнить устрашающее количество информации, например длинные ряды не связанных между собой слов и чисел. Психологи Джон Уайлдинг и Элизабет Валентайн увидели возможность изучить исключительную память и убедили участников принять участие в дальнейшем тестировании. Каждому человеку дали серию дополнительных тестов на память. Они варьировали от обычных (пересказать рассказ) до довольно трудных (вспомнить телефонные номера 6 различных людей) и до совершенно жутких (вспомнить 48 чисел, организованных в ряды и колонки;среди 70 новых фотографий узнать 14 фото со снегом, которые они видели до того) (Wilding &Valentine, 1994).
Уайлдинг и Валентайн выяснили, что люди, обладавшие исключительной памятью используют стратегии и тактики запоминания;
• Тремя основными способами измерения эксплицитных воспоминаний являются вспоминание, узнавание и повторное обучение.
• Имплицитные воспоминания измеряются посредством прайминга.
• Воспоминания могут храниться в виде внутренних образов. Однако эйдетические образы («фотографическая память») «проецируются» перед индивидом.
• Исключительная память может базироваться на природной способности или на заученных стратегиях. Как правило, она предполагает наличие обоих этих элементов.
Переживали ли вы недавно ощущение «на кончике языка»? Были ли в состоянии вспомнить слово, которое искали? Если нет, что вы могли вспомнить о нем? Предпочитаете ли вы тесты, основанные главным образом на воспоминании и узнавании? Наблюдали ли вы эффект экономии, когда вновь заучивали информацию, которую уже изучали в прошлом (например, в средней школе)?
Можете ли вы подумать о вещах, основанных на имплицитных воспоминаниях? Например, откуда вы знаете, как поворачивать разные ручки в вашем доме, квартире или общежитии? Надо ли вам для этого эксплицитно подумать «поверни ее направо», перед тем как действовать?
Какую информацию вы запоминаете лучше всего? Почему вы думаете, что запоминаете такие вещи лучше?
• имеют особые интересы и необходимые знания, так что некоторые типы информации им легче заново кодировать и припомнить;
• обладают превосходными природными способностями к запоминанию, часто у них формируются яркие психические образы.
Первые два пункта подтверждают то, что мы узнали о приобретенной способности Стива. Многие участники, например, активно использовали стратегии для запоминания - мнемотехнику. (Мнемотехника объясняется во вставке «Психология в действии».) Специализированные интересы и знания также помогают для решения некоторых задач. Например, один участник эксперимента, математик, чрезвычайно хорошо запоминал цифры (Wilding &Valentine, 1994). Некоторые участники соревнований прекрасно справлялись с заданиями, не позволявшими применять усвоенную стратегию и тактику. Это наблюдение подразумевает, что превосходные способности к запоминанию могут быть «талантом», так же как и приобретенный навык. Уайлдинг и Валентайн делают вывод, что исключительная память может основываться или на естественной способности, или на усвоенной стратегии. Обычно она основывается и на том и на другом. Фактически большинство людей с превосходной памятью используют стратегии, чтобы развить свои природные таланты, когда это возможно. Как уже упоминалось раньше, некоторые из этих стратегий описываются во вставке «Психология в действии). Пожалуйста, не забудьте прочитать ее. Вывод. Исключительная память основывается как на природной способности, так и на приобретенных стратегиях.