Более глубокое понимание процесса забывания дает классический эксперимент, в котором студенты колледжа учат ряды ничего не значащих слогов. После заучивания студенты одной группы спали в течение 8 часов, и затем их память проверяли. Вторая группа бодрствовала в течение 8 часов и занималась своими обычными делами. Когда проверили членов второй группы, они вспомнили меньше, чем группа, которая спала. Это различие основывается на том факте, что новое запоминание может мешать предыдущему. Такого рода интерференция отражает свойства новых воспоминаний ослаблять воспроизведение более старых воспоминаний (и наоборот). Это, по-видимому, относится как к кратковременной, так и к долговременной памяти (Lustig, May &Hasher, 2001: Nairne, 2002).
He совсем очевидно, изменяют ли новые воспоминания существующие остатки в памяти или они затрудняют «размещение» (восстановление) более ранних воспоминаний. В любом случае, несомненно, что интерференция — основная причина забывания (Neath, 1998). Студенты колледжа, запомнившие 20 слов (по одному каждый день), были в состоянии вспомнить только 15% слов из последнего ряда. Студенты, которые учили только один ряд, запоминали 80% слов (Underwood).
Влияние порядка Запоминания. Спавшие студенты колледжа больше вспоминали, потому что ретроактивная интерференция была сведена к минимуму. Ретроактивная интерференция возникает, когда новое обучение ослабляет восстановление старого знания. Таким образом, чтобы свести к минимуму ретроактивную интерференцию, вы не должны учить ничего нового. Конечно, это не означает, что вам нужно спрятаться в шкаф, после того как вы подготовитесь к тесту. Тем не менее, пока вы не сдадите экзамен, вам не следует изучать другие предметы. Сон после экзамена может помочь вам сохранить воспоминания, а чтение, написание чего-либо или даже просмотр телевизионной программы может вызвать интерференцию.
Ретроакттнтую Интерференцию легко продемонстрировать в лаборатории в такой ситуации:
Представьте, что вы член Экспериментальной группы. В задаче А вы изучаете список телефонных номеров. В задаче Б учите список номеров карточек социального обеспечения. Какие результаты вы покажете в тесте на задание А (телефонные номера)? Если вы не помните столько же, сколько контрольная группа, которая учит одно задание А, значит, произошла ретроактивная интерференция. Знания по второй теме смешались с воспоминаниями о мерной;интерференция шла в «обратную сторону», то есть была «ретроактивной».
Проактнвная интерференция - это второй основной источник забывания. Проактнвная интерференция возникает, когда предыдущее обучение ослабляет воспроизведение последующего обучения. Вот как обычно выглядит тест на проактивную интерференцию:
Если экспериментальная группа на тестировании задачи Б вспоминает меньше, чем контрольная группа, значит, изучение задачи А помешало запомнить задание Б.
Значит ли это, что проактивная интерференция распространяется «вперед»?
Да. Например, если вы заучиваете материал для экзамена по психологии и затем позднее в ту же ночь подготавливаетесь к экзамену по истории, ваше воспоминание о втором изучаемом предмете (истории) будет менее точным чем, если бы вы изучали только историю. (Из-за ретроактивной интерференции ваше воспоминание о психологии, вероятно, также пострадает.) Чем сильнее похожи два изучаемых предмета, тем больше влияния оказывает интерференция. Мораль, конечно, заключается в том, чтобы не откладывать подготовку к экзаменам на последний момент. Чем в большей степени вам удастся избежать замещения Информации, тем больше у вас шансов восстановить в Памяти то, что вы пытались запомнить.