Бессмысленное существование ограничивает экзистенцию, какой-то один модус бытия становится доминантным он суживает горизонт мировосприятия;и в результате, согласно идее Л. Бинсвангера, все модусы сводятся к одномуединственному, или же возникает резкое противоречие между различными сторонами человеческого существования. Только ценности способны вывести субъекта из ситуации неопределенности, расширяя существование, наделяя смыслом бытие. Именно они, будучи фундаментальной характеристикой личности, придают ей определенность, позволяют находить место для возможных способов поведения в иерархии одобрения неодобрения и влияют на процесс личностного выбора. Концентрируясь вокруг Я-образа, они организуют мир эмоций и переживаний, оказывают существенное воздействие на мотивы поступков и действий, разрешают конфликты желаний, побуждений, устремлений.
Существует мнение, что многое ценное в жизни приходит только в том случае, если человек не настаивает;оно приходит спокойно, не от толчка сзади или притяжения спереди, а появляется безмолвно от простого пребывания рядом. Этой точки зрения придерживался А. Маслоу утверждая, что ценности встроены в человеческий организм, и если человек доверится ему, то обнаружит их интуитивно. Однако, на наш взгляд, объявление о том, что индивидууму нет необходимости заботиться о смысловых универсалиях, стремиться их реализовать (ибо они изначально заключены в структуре его личности) приводит к пассивности существования, а отсутствие активности влечет за собой потерю субъектности (вспомним Ларису Огудалову). Следовательно, раскрытие ценностей требует усилий, познания, поиска и нового осмысления накопленного опыта.
Таким образом, ход развития смысловой сферы, направленный на присвоение родовой человеческой сущности, должен состоять в одновременном движении по вертикали и горизонтали к общим представлениям, ценностной идентификации с миром и по линии перехода от нестойких, эпизодически возникающих отношений к осознанным нравственным ориентациям.
Подводя итоги изучения проблемы ценностей в структуре личности, отметим точку зрения К. Хорни, которая считала, что каждое из трех базальных отношений (движение к людям, движение против людей, движение от людей) имеет свою позитивную нравственную значимость: в одном случае субъект создает доброжелательное отношение к социуму, в другом борется за выживание, в третьем стремится достичь целостности. Так или иначе, но человек не мыслим без общества, и если попытаться рассмотреть его лишь как индивидуальность, то люди предстанут бесконечно разными мирами, обособленными, особыми, неповторимыми по мере их развития.
Таким образом, через восходящее движение к ценностям происходит реальное единение людей, которое сливает жизнь одного индивидуума с жизнью других. Благодаря базовым «опорным» смысловым универсалиям, получаемым из социума, в структуре личности создаются новые, неповторимые, уникальные ориентиры, главные цели которых преображение действительности, связывание разнородных и частных интересов, низлежащих смыслов в единый, определяющий суть человека взгляд на себя и окружающий мир.