ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ | MorevOkne.ru
http://morevokne.ru/

ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Если рассматривать число продавцов и число покупателей на рынке, то можно сформировать матрицу рыночных структур (табл. 6.1).

Таблица 6.1

Матрица рыночных структур

Число покупателей
ОдинНесколько (до 10)Много (более 10)
Число

продавцов

ОдинДвусторонняя

монополия

Ограниченная монополияЧистая монополия
Несколько (до 10)Ограниченная

монопсония

ОлигополияЧистая олигополия
Много (более 10)Чистая монопсонияЧистая олигопсонияМонополистическая конкуренция. Совершенная конкуренция

В реальной жизни не соблюдаются все предпосылки совершенной конкуренции. Она является довольно редким явлением, и лишь некоторые из рынков приближаются к ней. Ограниченность совершенной конкуренции преодолевается в условиях различных типов рыночных структур.

Экономисты различают четыре основных типа различных рыночных структур (табл. 6.2). Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной. Крайним случаем несовершенной конкуренции является чистая монополия, когда в отрасли господствует только одна фирма, и, следовательно, границы фирмы и отрасли совпадают.

Характеристика основных типов рыночных структур

Таблица 6.2

Рыночная

структура

Число фирм в отраслиТип продуктаКонтроль над ценойУсловия

вступления в отрасль

Неценовая

конкуренция

Совершенная конкуренцияОчень большое число фирм (более 100)СтандартизованныйОтсутствуетОтсутствуют препятствия по вступлению в отрасльОтсутствует
Монополистическая конкуренцияМногоДифференцированныйНекоторый, в узких рамкахСравнительно легкиеУпор на рекламу, торговую марку
ОлигополияНесколькоСтандартизованный или дифференцированныйОграниченный взаимной зависимостьюНаличие существенных препятствийОчень типична при дифференциации продукта
Чистая монополияОднаУникальный (нет близких заменителей)ЗначительныйБлокированоРеклама, связь с общественностью

Когда в отрасли существует ограниченное число фирм, возникает ситуация олигополии. Иная ситуация складывается тогда, когда фирм много, но каждая из них обладает хотя бы небольшой частичкой монопольной власти. Такую ситуацию называют монополистической конкуренцией.

Кроме основных типов рыночных структур существует еще множество других. Наличие на рынке одного покупателя называется монопсонией. Ситуация, когда сталкиваются монопсонист-покупатель с монополистом-продавцом, называется двусторонней монополией.

Совершенная конкуренция и чистая монополия — крайние полюсы спектра рыночных структур и встречаются относительно редко. Гораздо чаще наблюдаются монополистическая конкуренция и олигополия.


Comments are closed.