Существует несколько показателей, с помощью которых можно измерить силу рыночных факторов (монопольной власти).
Коэффициент четырех фирм. Все фирмы, действующие в отрасли, упорядочиваются по объему производства. Для анализа используются первые четыре фирмы. Анализ проводится по объему продаж к:
где ^Sj— суммированный объем производства четырех первых
п фирм; ^Sj— объем производства всех фирм в отрасли (равен
100 %); ‘п — количество фирм в отрасли.
Если к4> 60 %, то рыночные факторы в данной отрасли слабы. Индекс Лернера (индекс монопольной власти). Индекс Лернера определяют по формуле
где р — цена; МС — предельные издержки.
В условиях совершенной конкуренции МС =р и, следовательно, L = 0. Если индекс представляет собой положительную величину
(L >0), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть. На практике предельные издержки заменяют средними. В этом случае исходная формула может быть записана иначе:
где АС — средние издержки.
Индекс Херфиндаля. Для характеристики монопольной власти используется и показатель, определяющий степень концентрации рынка. При его расчете используются данные об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии.
где JjS}- сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли;
п — количество фирм в отрасли.
Если в отрасли функционирует лишь одна фирма, то S, = 100%, а Я =10 000.
Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то S, = 1%, а Н = (100/«) п = 100. В США высокомонополизированной считается отрасль, в которой индекс Херфиндаля превышает 1800.
Все показатели относительны, поэтому необходимо рассматривать несколько отраслей или отрасль в динамике.
ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ
Противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия (от греч. monos — один, poleo — продаю). Фирму можно назвать чистым монополистом, если она является единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей-субститутов, если она ограждена от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль.
Характерные черты чистой монополии:
• отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают;
- выпускаемый продукт в известной степени уникален — не имеет близких заменителей;
- существуют барьеры для вступления в отрасль — это ограничитель, который предотвращает появление дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Среди барьеров можно указать: преимущество низких издержек крупного производства, патентные и авторские права, собственность на предложение какого-либо производственного ресурса, исключительное право на какой-либо ресурс (например, на естественные факторы производства).
Доступ других фирм на монополизированный рынок затруднен или невозможен. Монополист не только определяет объем производства, но и назначает цену. Кривая спроса на продукцию монополиста есть одновременно кривая отраслевого спроса, которая имеет нисходящий вид (рис. 6.1), т.е. чистая монополия может увеличить свои продажи снижая цену.
Рис. 6.1. Максимизация прибыли в монополии
Если в условиях совершенной конкуренции р = MR, то на монополизированном рынке р > MR. На участке кривой, на котором спрос эластичен, снижение цены ведет к росту совокупного дохода, а на участке неэластичного спроса — снижение цены ведет к падению совокупного дохода. Монополист не может повысить цену без понижения объема производства, поэтому рациональный монополист старается избегать неэластичного участка кривой спроса, т.е. не снижать цены и объема продаж.
На конкурентном рынке равновесие может быть достигнуто в точке Е, гдерс = МС (рис. 6.2). В условиях монополии устанавливается монопольная цена рт и количество продукции Qm. Поскольку монопольная цена превышает предельные издержки (рт > МС), то излишек потребителей и производителей меняется, и, по мнению большинства экономистов, проявляется неэффективность в распределении ресурсов.
Рис. 6.2. Определение объема производства и цены в условиях монополии
Наряду с монополией со стороны производителей встречается монополия со стороны покупателя — монопсония. Покупатель-мо- нопсонист имеет возможность покупать товары по наиболее низкой цене (см. гл. 5).
Монополист может увеличить свои прибыли, применяя политику ценовой дискриминации — установления разных цен на одинаковые товары для различных групп потребителей.
Во всех этих случаях часть потребительского излишка перераспределяется в пользу монополиста. При этом ценовая дискриминация дает возможность увеличить объем производства, сделать товары доступными для разных слоев населения.