ОЛИГОПОЛИЯ | MorevOkne.ru
http://morevokne.ru/

ОЛИГОПОЛИЯ

Олигополия рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.

Характерные черты олигополии:

  • немногочисленность фирм в отрасли (не более десяти);
  • некоторые фирмы обладают крупными рыночными долями;
  • существуют высокие барьеры для вступления в отрасль, что может быть связано с экономией на масштабе производства, патентной монополией, контролем над редкими источниками сырья, высокими расходами на рекламу;
  • всеобщая взаимозависимость — при формировании экономической политики фирмы вынуждены принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.

Можно выделить пять моделей олигополии.

Сознательное соперничество, ценовые войны. Если фирмы считают, что снижение цен поможет им вытеснить конкурента с рынка, то между ними начинается ценовая война — цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с рынка. Снижение цен будет продолжаться до тех пор, пока цена не упадет до уровня предельных издержек, а экономическая прибыль станет равной нулю.
Олигополия, не основанная на тайном сговоре. Характер спроса на продукцию олигополиста, не участвующего в тайном сговоре, будет зависеть от того, станут ли его конкуренты выравнивать свои цены (кривая спроса на отрезке AD{) или игнорировать любые изменения цены (кривая спроса на отрезке D^A) (рис. 6.3). Скорее всего, они будут игнорировать повышение цен, но следовать за понижением.

Это является причиной того, что кривая спроса является ломаной, а кривая предельного дохода имеет вертикальный отрезок. Такое положение кривых означает, что цены негибкие, а изменения издержек не влияют на объем производства и цену, а влияют на доход (см. рис. 6.3).

Олигополия, основанная на тайном сговоре. Если олигополистические фирмы будут сталкиваться с идентичными условиями спроса и издержек, они могут вступать в тайный сговор и максимизировать общие прибыли, цена и объем производства становятся такими же, как при чистой монополии.

Тайный сговор — это негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом. Наиболее простой формой тайного сговора является картель.
Ломаная кривая спроса

Рис. 6.3. Ломаная кривая спроса

Картель — это объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции. Образование картеля требует выработки совместной стратегии (по поводу цен, объемов производства), установления квот для каждого участника и создания механизма контроля за выполнением принятых решений.

Лидерство в ценах является средством, с помощью которого олигополисты могут координировать свое поведение в области цен, не вступая в тайный сговор. Доминирующая на рынке фирма оценивает чистый спрос на свой товар (совокупный спрос — продажи прочих фирм в отрасли). Обычно движение цен происходит ступенями, причем лидер отрасли заблаговременно информирует других производителей о предстоящем повышении цен. Принимая решение, лидер стремится сделать его общеприемлемым, поэтому в отраслях, действующих по этой модели, норма прибыли не максимальна, но выше средней.

Олигополистическое ценообразование часто осуществляется по принципу «издержки плюс»: к величине средних издержек прибавляется определенный процент, который включает нормальную прибыль.


Comments are closed.