Размышления над эпилогом романа Толстого «Война и мир», сочинение | MorevOkne.ru
http://morevokne.ru/

Размышления над эпилогом романа Толстого «Война и мир», сочинение

Война… Против нее выступают миллионы людей. В Украине не так давно студенты с плакатами «Войне не быть!», «Мы не хотим войны» голосовали за нынешнего президента. При рыночной экономике практически во всех сферах деятельности вступает в силу закон чистогана, близкий к закону джунглей: «Кто сильнее, тот и прав». И человеку некогда думать о Родине, об общем благе, когда речь идет о самом близком — о собственной шкуре. Есть люди, которые хотят войны. Одни рвутся в бой, в одиночку совершают боевые подвиги. Эта категория встречается преимущественно среди молодежи — неоперившихся птенцов, старающихся показать себя.

В руководящем составе такие люди — большая редкость. Есть еще одна категория, которая смотрит на войну, как на опасную, но прибыльную работу, быстрое зарабатывание чинов (можно методами Скалозуба или Жересова), наград и возможность нажиться на чужом страдании и людском горе. Если основываться на утверждениях Толстого, то можно с уверенностью сказать: «Движение — пища и жизнь для истории». Это движение происходит под влиянием событий, вытекающих из поступков миллионов людей.

Но славу и награды (если таковые причитаются) принимают на свой счет единицы, и в тем больших масштабах, чем дальше они были от людей, рисковавших своими жизнями или оставившими эти жизни на полях сражений, в ополчении, на захваченных врагом землях. Таких людей ничтожная часть, в основном мешающая, а не помогающая свершиться определенным действиям. Они считают себя вершителями судеб, их не интересует сама цель войны. Она для них — способ прославиться, разбогатеть, нажить политический капитал, запечатлеть себя в истории. Руководствуясь этими мелочами, они считают себя великими генералами, непревзойденными стратегами.

Что такое стратегия? Это энное количество хорошо обдуманных и просчитанных ходов, которые в конечном итоге образуют единое целое — действие. Из этого вытекает, что действие в некоторых случаях аналогично, тождественно стратегии. Наполеон говорил, что война подобна шахматной игре.

Он заблуждался: война не подобна игре, тем более шахматной, которую ведет один человек, точно знающий, что можно делать согласно правилам, а чего нельзя, но самое главное — видит все поле боя и ходы противника. Шахматный игрок не зависит от «посторонних мелочей», которые реально всегда воздействуют на исход войны. Да, Наполеон — гений, и многие его действия могут быть генильными, но он не подумал об одной маленькой детали, которая и привела к гибели его армию: игра всегда предусматривает конкретные правила, а воевать только по правилам невозможно.

Успех в войне зависит от сотен составляющих: храбрости солдат, квалифицированности командного состава, рельефа не известной ранее местности, наличия провианта, погоды, наконец. Я уже не говорю о непредвиденной «дубине народной войны», что дамокловым мечом нависла над Наполеоном и его не привыкшей к русским морозам и снегам армией. Не мог он предполагать, что навстречу его с миру по нитке собранному в завоеванных странах войску двинется не только армия, но и юный Петя Ростов, и превратившийся на наших глазах из крутого купца в патриота Ферапонтов, и сугубо штатский близорукий Пьер, и потерявшая часть своего приданого Наташа, и самая юная представительница русского крестьянства девочка Малаша, с высоты своего «трона» — русской печки наблюдавшая за Кутузовым во время совета в Филях…

Так кто же руководил войной — Наполеон или нечто другое, высшее?.. Наполеон — это мальчик, который держится за привязанные внутри кареты веревочки и думает, что он управляет не только ею, но и всем миром.

Размышления над эпилогом романа Толстого «Война и мир»

Сочинение Вариант 2

Эпилог романа "Война и мир" Толстого неизменно вызывает множество размышлений и споров среди читателей. В этой заключительной части автор обращается к читателю, выражает свои мысли и философские убеждения.

Одной из ключевых идей эпилога является отрицание исключительности героев и подчеркивание роли массового народа в истории. Толстой указывает на то, что история формируется не только деятельностью знаменитых личностей, но и миллионов обычных людей, которые неизвестны и безымянны. Это вызывает размышления о значимости каждого индивидуума в общей картине мира.

Еще одним важным моментом эпилога является критика идеи великой войны и подчеркивание бессмысленности насилия. Толстой выражает свое отвращение к войне и призывает к миролюбию и гуманизму. Это поднимает вопросы о ценности жизни, ненужности конфликтов и необходимости стремиться к гармонии и взаимопониманию.

Кроме того, эпилог обращается к вопросам смысла жизни и человеческого счастья. Толстой утверждает, что настоящее счастье находится не в власти и богатстве, а в простых искренних чувствах, в любви и семейной гармонии. Это побуждает нас задуматься о приоритетах в жизни и о том, что истинное счастье может быть достигнуто не через внешние достижения, а через внутреннее преображение.

В целом, эпилог романа "Война и мир" Толстого является мощным философским заключением к обширному произведению. Он возбуждает размышления о природе истории, смысле жизни и ценности каждого человеческого существа. Благодаря своей глубине и актуальности, эпилог продолжает вдохновлять и провоцировать обсуждения и по сей день.


Comments are closed.