Художественные особенности «Песни о вещем Олеге» Пушкина, сочинение | MorevOkne.ru
http://morevokne.ru/

Художественные особенности «Песни о вещем Олеге» Пушкина, сочинение

(1 вариант)

А.С. Пушкин в 1822 году пишет «Песнь о вещем Олеге», в основе которой лежит историческое событие. Сам Пушкин назвал свое произведение «Песнью…», подчеркнув связь с устным народным творчеством и указав на важную черту произведения – стремление воспеть «дела давно минувших лет, преданья старины глубокой».

Позиция писателя раскрывается через использование в песни различных художественно-выразительных средств: эпитетов («вещий Олег», «грозной броней», «на светлом челе» и др.), метафор («не ведаешь ран», «годы таятся во мгле» и др.), сравнений («гробовая змия …как черная лента»), олицетворений («лукавый кинжал», «ковши круговые, запенясь, шипят» и др.). Для передачи колорита эпохи, создания атмосферы того времени употребляются устаревшие синтаксические и стилистические конструкции:

Вот едет могучий Олег со двора,

С ним Игорь и старые гости,

И видят – на холме, у брега Днепра,

Лежат благородные кости…

В тексте множество архаизмов, старославянизмов: «на тризне плачевной», «ты под секирой ковыль обагришь», «и холод и сеча ему ничего» и др.

Изображая персонажей песни, А.С. Пушкин особое внимание уделяет какой-то определенной черте героя. Например, князь Олег – «вещий», так как с одной стороны его судьба известна, оповещена, с другой стороны – предопределена, и действительно, не во власти князя ее изменить.

Кудесник играет в произведении роль мудрого старца, независимого от мирской жизни, поэтому он – «покорный Перуну …одному, заветов грядущего вестник». Конь Олега является одновременно и его лучшим товарищам во время нелегких битв, и символом смерти, от которого суждено умереть князю:

Твой конь не боится опасных трудов…

То мчится по бранному полю.

И холод и сеча ему ничего…

Но примешь ты смерть от коня своего.

«Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина написана амфибрахием. Амфибрахические стихи отличает более ровная интонация по сравнению с другими стихотворными размерами, и поэтому этот размер используется, как правило, при повествовании в лиро-эпических жанрах.

Отмеченные художественные особенности позволяют отнести произведение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» к лучшим образцам художественного творчества.

(2 вариант)

Летопись не дает представления о характере описываемых людей. Летописец призван быть объективным, он перечисляет факты, художественное же произведение субъективно, так как это точка зрения автора на событие или личность героя. В тексте может не быть прямой авторской характеристики персонажа, но те средства, которые выбирает автор для создания своего произведения, уже о многом говорят внимательному читателю.

Погрузиться в мир описываемой эпохи нам помогает лексика, которую использует Пушкин: «ныне», «сбирается», «волхвы», «владыка», «врата», «глава», «недруг», «сеча», «почил», «тризна». Историческую достоверность происходящему придают общеизвестные факты из жизни Олега (борьба с «неразумными хозарами», «щит на вратах Цареграда»). Торжественность создается с помощью ритма, выбранного автором песни: «Как ныне сбирается вещий Олег // Отмстить неразумным хозарам…». Пространства князя-воина и кудесника противопоставлены: один всегда на открытом месте, другой выходит к князю из темного леса, причем Олег сам идет навстречу своей судьбе: «И к мудрому старцу подъехал Олег».

Четвертую часть текста занимает текст предсказания, что говорит о том, что даже число строк может нам подсказать значимость для автора той или иной детали. В песне два говорящих героя – Олег и кудесник. Вещий Олег обращается к волхву, к коню (живому и мертвому), к дружине. Даже мысли князя нам известны благодаря автору: «Что же гаданье? // Кудесник, ты лживый, безумный старик! // Презреть бы твое предсказанье!» В песне много обращений («кудесник, любимец богов», «мой товарищ, мой верный слуга», «отроки-други», «друг одинокий»…), характеризующих отношение главного героя к тому, с кем он говорит.

Произведение небольшое по объему и насыщено событиями, но все же две строчки при описании могилы автор уделил степному пейзажу: «их моют дожди, засыпает их пыль, и ветер волнует над ними ковыль». Эпитеты как всегда раскрашивают текст: лес «темный», село «светлое», море «синее», стремя «позлащенное», кудри «белы», лента змеи «черная». Дважды в тексте песни повторяется сцена пира, вместе с Олегом и уже без него «бойцы поминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они». Слово «поминать» имеет два значения: прощаться (справить поминки) и вспоминать.

Помнили о вещем Олега в XIX веке, помнят и сейчас.

{3 вариант}

Стихотворение «Песнь о вещем Олеге» была написана Александром Сергеевичем Пушкиным в 1822 году. Около года шла работа над произведением. В основу стихотворения легла легенда о смерти киевского князя, отображенная в «Повести временных лет».

Стихотворение не зря названо писателем песней. Певучий и легкий язык Пушкин использует для придания балладе легкости. Размер строк – амфибрахий, в котором активно применяется устаревшая лексика, наполняет произведение атмосферой времени княжения Олега. Историческая фигура становятся центральным героем повествования. Но стоит отметить, что наряду с ней особенно значим и образ волхва-кудесника, видящего будущее. В произведении тесно переплетаются два таких понятия, как судьба и свобода, обусловленная закономерность жизни и выбор обособленного ее пути.

Главная тема произведения – предопределенность судьбы человека. Князь Олег, встретив волхва, обладающего даром предвидения, решает узнать у него причины своей смерти. «Кудесник» предсказывает Олегу гибель, которую принесет ему боевой товарищ – верный и бесстрашный конь. Князь, находясь в рассвете боевой славы полководца, боится за свою жизнь и расстается с «верным слугой». Он оставляет коня, велит заботливо относиться к нему и беречь. Тем самым Олег хочет оградить себя от предсказания, данного волхвом.

На какой-то миг кажется, что есть надежда и что «любимец богов» ошибся.  Но то, что предначертано судьбой все равно происходит. Узнав о смерти своего коня, Олег едет навестить его кости. Он злится на кудесника, и в то же время смеется над ним, ведь конь мертв, и как думает князь, больше не может причинить ему зла. Однако смерть от «боевого товарища», предсказанная волхвом, находит Олега: из черепа, потревоженного князем, выползает «гробовая» змея и жалит его в ногу. Таким образом, избежать предопределенного рока полководец не в силах.

аряду с основной темой предопределенности судьбы, звучит еще одна, не менее важная тема – поэт-кудесник. Поэт видит будущее и не боится говорить о нем. В словах «любимца богов»: «волхвы не боятся могучих владык» заключено мировоззрение Александра Сергеевича. Мечтая о свободной России, он не боялся последствий своих слов.

«Песня о вещем Олеге» - это глубокое философское произведения Александра Сергеевича Пушкина. Оно становится воплощением противоречивых рассуждений поэта о предопределенности и выборе судьбы.

Сочинение по балладе Песнь о вещем Олеге

(4 Вариант)

«Песнь о Вещем Олеге» - легендарное произведение А.С. Пушкина, без которого невозможно представить себе школьную программу - так оно в ней укоренилось. Всем нам известны строки «Как ныне сбирается Вещий Олег отмстить неразумным хозарам...»

Если провести жанровый анализ, то сразу становится понятно – это баллада. Баллада в самом традиционном своём проявлении – тут и стихотворная форма, и драматичность, и стремительность развивающихся событий, и неожиданная концовка – Олег ведь всё же умирает именно так, как в начале произведения было предсказано волхвом. «От судьбы, от злого рока никуда не уйдёшь» - как бы говорит нам автор. Или это сама Мировая история нам говорит?

Чтобы был возможен несколько более глубокий анализ этой баллады, необходимо знать, насколько большим был интерес А.С. Пушкина к истории как к науке. Вообще, его творчество буквально полнится исторической тематикой. И «Песнь о Вещем Олеге» - не исключение. Другое дело, что видение автором тех или иных событий часто достаточно своеобразно – иногда даже сложно понять, что описанное в разных источниках событие – это не два разных случая, а всего лишь один.

И всё же, несмотря ни на что, «Песнь о Вещем Олеге» имеет огромную ценность даже как источник исторической информации – ведь, согласитесь, мало кто из нас станет читать «Повесть временных лет» в оригинале. Да что уж там – не напиши Александр Сергеевич «Песнь…», не факт, что все мы знали бы хоть что-то об этой истории. Невозможно даже примерно определить влияние этого произведения.

Хотя в «Песни о Вещем Олеге» сложно определить какую-то одну, цельную тематику, тема злого рока проходит буквально через всё произведение. По сути, с самого начала читатели чувствуют некоторую напряжённость, висящую в воздухе. Все понимают, что в тот или иной момент произойдёт что-то плохое. Предсказания волхвов ведь не бывают на пустом месте.

Эту балладу, как и многие другие произведения классиков, на самом деле, можно анализировать бесконечно. В этом и суть всех великих произведений – у них не может быть только один смысл, это было бы слишком просто, и тогда произведение вряд ли было бы великим. Его бы просто забыли.

 


Comments are closed.