Впервые мы встречаемся с Наташей — тринадцатилетней девочкой, когда она «нечаянно, с нерассчитанного бега» вбежала в комнату, где сидели гости. Наташа — «порох», она вся переполнена жаждой жизни, за один день своих именин успевает пережить и почувствовать столько, что порой даже удивляешься: разве это возможно? Героиня все стремится сделать сама, чувствовать за всех, все видеть, во всем участвовать.„
И вот вторая встреча с героиней Толстого. Князь Андрей приезжает в Отрадное — имение Ростовых. Он переживает тяжелый душевный кризис, кажется, ничто не может возродить его к жизни. Но случается нечто, что словно пробуждает его ото сна. Встретив впервые Наташу, он удивлен, встревожен: «Чему она так рада?», завидует умению девушки быть счастливой бездумно, как березка, которая встречается ему на пути в Отрадное, как все, что живет и любит жизнь.
Ночь, проведенная в Отрадном, сыграла большую роль в судьбе Болконского. Она обострила восприятие того, что он увидел и почувствовал днем. Светлый, счастливый, поэтический мир Наташи помогает князю Андрею по-новому чувствовать, ощущать жизнь. А на нас этот мир разве не оказывает своего влияния? Соприкасаясь с ним, не становимся ли и мы чище, лучше, добрее?
Писатель оценивает своих героев одним: насколько они близки к народу, к природе. Мы ни разу не видим ни Анну Павловну Шерер, ни Жюли Курагину среди лугов, в поле или в лесу. Они словно застыли в неподвижности, их почти не касается понятие «люди, как реки…»
Наташа не такова «Сущность ее жизни —любовь», — пишет Толстой. Любовь определяет ее жизненный путь и тогда, когда она становится женой и матерью.
Полюбив, она желает счастья сейчас же, немедленно. Он должен быть с нею рядом всегда, везде. Любить каждую минуту и быть любимой — единственная ее потребность. Нет рядом князя Андрея, — значит, время останавливается. Проходят дни впустую. Не такова героиня Толстого, чтобы ждать своего часа. Каждую секунду бытия она должна чем-то наполнить. Чувствуя себя свободной (об этом столько раз говорил ей князь Андрей), семнадцатилетняя Наташа никого не боится, не опасается попасть в ситуацию, которая может принести страдание.
Она не знает людей, не представляет, как они могут быть коварны, подлы, низки. Брат и сестра Курагины, Элен и Анатоль, для которых не существует ничего святого, словно почувствовав душевное смятение молодой Ростовой, тут же пытаются воспользоваться ее доверчивостью. Отрицательную роль сыграл в этом и Пьер, который по-прежнему жил под одной крышей с Элен. А ведь Наташа верила ему, полагая, что такой человек, как граф Безухов, не смог бы соединить свою судьбу с плохой женщиной. Так, попав в окружение этой красивой светской львицы, Наташа невольно поддается его воздействию и, любя Болконского, увлекается Курагиным, веря в то, что он человек благородный и женится на ней.
Наташа сама судит себя. Она чувствует, что переступила нравственную черту, поступила нехорошо, неправильно. Но изменить обстоятельства уже не в силах. И героиня пишет записку княжне Марье, в которой сообщает, что не может быть женой князя Андрея. Простить себе то мгновение, когда не смогла рассудком преодолеть погубившее ее чувство, она не сможет никогда. Такова ее сущность: все, что делает, делает искренне и честно. Жить, подчиняясь темным и слепым силам в себе, она никогда не сможет. Так нам ли ее судить, когда она сама себе беспощадный судья?
Тяжело видеть ее страдания после смерти князя Андрея. Она, оторванная от семьи, чувствует себя очень одинокой. В жизни отца, мамы, Сони все оставалось так, как прежде, благополучно. В ее же судьбе, произошло непоправимое. Разве могли они теперь быть вместе?
Но вот горе обрушилось и на всю семью — погиб Петя, мальчик, который и на войне играл в войну. Сначала Наташа, погруженная в себя, не поняла чувства матери. Но из всех детей только дочь рядом. Вся надежда — на нее. Поддерживая мать, она сама возрождается к жизни. «…Любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни — любовь — еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь», — пишет Толстой.
Итак, гибель брата, эта «новая рана», вызвала Наташу к жизни. Побеждает любовь к людям, стремление быть вместе с ними.
Да, Наташа Ростова много пережила. Душевные страдания, конечно, изменили ее внешний облик, чувства стали глубже, проявление их более сдержанным. И женщина, которая предстает перед нами в конце романа, безразлична к проблеме женской эмансипации. Л. Н. Толстой показал нам Наташу и в прекрасный период ее жизни, когда важнее ребенка для нее нет ничего;А ее отношение к мужу? Не все понимала она в деятельности Пьера, но для нее он — самый лучший, самый честный и справедливый. А ведь Пьер, вступивший в тайное общество, может быть, выйдет, «взявшись рука об руку с теми, которые любят добро», на Сенатскую площадь. И мы не сомневаемся в том, что Наташа, оставив все, поедет за ним в Сибирь.
И хотя мы не во всем согласны с Толстым в трактовке этого женского образа, который был его идеалом, но с уверенностью можем сказать: многие поколения будут учиться у Наташи Ростовой ее умению делать добро, способности жить, любить, чувствовать красоту окружающего мира, быть верной женой, любящей матерью, растить достойных сынов и дочерей Отчизны.