Образ «страдающего эгоиста» в романе Пушкина «Евгений Онегин», доклад | MorevOkne.ru
http://morevokne.ru/

Образ «страдающего эгоиста» в романе Пушкина «Евгений Онегин», доклад

Роман в стихах «Евгений Онегин» справедливо называют «энциклопедией русской жизни». Автор отразил в нем жизнь разнообразных слоев русского общества, точно и выразительно осветил особенности экономики и культуры России своего времени. И все же в первую очередь это роман о духовных исканиях дворянской молодежи, ярким представителем которой был Евгений Онегин.

Она мучительно искала свое место в жизни, выражая свой протест демонстративным неучастием в официозных социальных институтах. Реальность образа Евгения Онегина и духовную его близость автору Пушкин неоднократно подчеркивал на страницах романа: «Онегин, добрый мой приятель», «мне нравились его черты: мечтам невольная преданность, неподражательная странность и резкий, охлажденный ум».

Евгений Онегин родился в Петербурге в разорившейся аристократической семье, получил типичное светское воспитание и образование:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил.

В этой оценке подчеркивается непритязательность аристократического общества, требующего лишь соблюдения внешних атрибутов уровню цивилизованного общения: знание французского, танцы, поклоны, изящество и умение поддерживать светские беседы. Но Пушкин, критически оценивая типичное дворянское образование («мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь») отдавал должное заинтересованности Онегина определенными науками. Его познания в античной литературе были довольно посредственны, в поэтической технике Онегин вообще не разбирался, но интересовался политической экономией, понимал экономические законы развития общества и вслед за прогрессивным буржуазным экономистом Адамом Смитом считал, что деньги — мертвый капитал.

В юности Онегин вел обычный для «золотой молодежи» образ жизни: ночные балы, сон до обеда, театры, рестораны, любовные похождения, прогулки по Невскому проспекту. Несмотря на успех в светских салонах и снисходительность петербургских красавиц, «забав и роскоши дитя» вскоре понял, что жизнь его «однообразна и пестра», критически оценил бездуховность, пустоту праздного времяпрепровождения. Все это иссушало душу, притупляло чувства, не давало пищи его острому уму — тоска и разочарование овладели Евгением.

Недуг, которого причину

Давно бы отыскать пора,

Подобный английскому сплину,

Короче: русская хандра

Им овладела понемногу…

Онегину претит однообразие этого красочного праздника жизни, его деятельная натура жаждет созидания, а не потребительского пользования плодами цивилизации. Евгений пытался изложить свои взгляды на бумаге, «но труд упорный ему был тошен;ничего не вышло из пера его». Отсутствие привычки к систематическому труду, неумение преодолевать себя — издержки беспорядочного воспитания — не позволили Онегину заняться творчеством.

Тогда, «преданный безделью, томясь душевной пустотой», Евгений пытался в книгах найти ответы на томящие его вопросы о смысле жизни, назначении человека, способах самореализации, но разбросанные в плодах «ума чужого» зерна мудрости были столь малы и редки, что собирать их герою представилось бесполезным. Онегин мучительно ищет выход из душевного кризиса, пытается понять, как придать жизни смысл, наполнить ее реальным содержанием, но не может преодолеть критического восприятия действительности, а критика, как правило, не носит конструктивного характера:

Сперва Онегина язык

Меня смущал;но я привык

К его язвительному спору,

И к шутке, с желчью пополам,

И злости мрачных эпиграмм.

Евгений Онегин по интеллектуальному развитию, безусловно, выше своей среды и ограничиться растительным существованием «золотой молодежи» не может, но вырваться за пределы системы тоже не может, поскольку не знает альтернативной социальной доктрины. В.Г. Белинский так оценил нравственное состояние героя, психологические истоки его душевного беспокойства: «Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется, но он… очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность».

Получив в наследство имение дяди, Онегин был очень рад, что «прежний путь переменил на что-нибудь»: он наслаждался созерцанием мирной природы и «деревенской тишины». Но чувство внутренней неудовлетворенности, осознание бездуховности помещичьего жизненного уклада, «где деревенский старожил лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил», вновь возобновили в нем приступы хандры. Пытаясь разнообразить жизнь, томясь от скуки и бездеятельности, Онегин осуществил доступные ему социальные преобразования:

В своей глуши мудрец пустынный,

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил;

И раб судьбу благословил.

Несмотря на прогрессивные экономические взгляды, Онегин не придавал особого значения своим преобразованиям: жизнь крепостного крестьянства не очень волновала новоявленного реформатора. Разумеется, он облегчил жизнь своим подданным, чем вызвал критическое отношение расчетливых соседей, и сделал это из соображений справедливости и с учетом современных взглядов на эффективность освобожденного труда. Но для разочарованной души героя этот благородный поступок не стал спасением, началом преодоления кризиса и обращением к активной жизни. Но слишком занят он своими душевными терзаниями, слишком обращен внутрь себя, чтобы конкретная жизненная цель стала определяющей, поглотила его целиком.

Познакомившись с юным восторженным поэтом Владимиром Ленским, соседом по имению, Онегин, «хоть он людей, конечно, знал и вообще их презирал», близко сошелся с ним. Ленский был полной противоположностью Онегина: пылкий, мечтательный, «он сердцем милый был невежда», «он верил, что друзья готовы за честь его принять оковы». Разочарованному, искушенному эгоисту был чужд юношеский энтузиазм и идеализм поэта. Но неприятие бездуховного, приземленного мира уездного дворянства роднило Онегина с Ленским. Они бесконечно спорили о самых сложных проблемах бытия, и Онегин с улыбкой превосходства, а отчасти с завистью к свежести чувств и непосредственности душевных порывов слушал восторженную речь Владимира:

И думал: глупо мне мешать

Его минутному блаженству;

И без меня пора придет;

Пускай покамест он живет

Да верит мира совершенству;

Простим горячке юных лет

И юный жар, и юный бред.

Однако искренняя привязанность Онегина к юному поэту не помешала ему спровоцировать Ленского на дуэль: из-за своего плохого настроения, вызванного приглашением поэта на званый обед к Лариным, Онегин «поклялся Ленского взбесить и уж порядком отомстить». Евгений не мог представить состояние поэта, в воображении которого каждая деталь значима, ведь «он любил, как в наши лета уже не любят;как одна безумная душа поэта еще любить осуждена».

Евгений искренне раскаивается в своем глупом розыгрыше, «что над любовью робкой, нежной так подшутил вечор небрежно», корит себя за то, что вовремя «мог бы чувства обнаружить, а не щетиниться, как зверь». Но не находит в себе нравственных сил подняться над «общественным мненьем» ради торжества справедливости. Ленский погибает от руки Онегина — чести был принесен в жертву единственный друг. Испытанное Евгением потрясение не избавляет его от ответственности за гибель поэта. Несмотря на пренебрежение светскими условностями и резкое неприятие светского образа жизни, над Онегиным все же сильно довлеют предрассудки, его внутренний мир полон противоречий.

Любовь очаровательной Татьяны Лариной глубоко тронула Евгения: он высоко оценил ее естественность, цельность натуры, одухотворенность, тонкость чувств. С первого взгляда герой проницательно отметил ее мечтательность и непосредственность, противопоставив сестре: «В чертах у Ольги жизни нет». Но душевная опустошенность, эмоциональная пресыщенность не позволили ему поддаться естественному порыву. Многочисленные победы над «сердцами кокеток записных» притупили его чувства, лишили уверенности в своей способности к искренней любви. Онегин проявляет чуткость и деликатность, отвергая любовь Татьяны, и объясняет свой отказ неспособностью к семейной жизни:

Мечтам и годам нет возврата;

Не обновлю души моей…

Я вас люблю любовью брата

И, может быть, еще нежней.

Онегин был великодушен и снисходителен к неопытной девушке, «не в первый раз он тут явил души прямое благородство». Однако впоследствии, когда Евгений полюбил ставшую светской дамой Татьяну, она хоть и выражала ему благодарность за честность и прямоту, все же с содроганием вспоминала его «суровость» и менторский тон:

И нынче — боже! — стынет кровь,

Как только вспомню взгляд холодный

И эту проповедь…

Пожертвовав дружбой и любовью ради «вольности и покоя», Онегин не обрел ни того, ни другого. Одиночество, «странствия без цели», неразделенная любовь — вот итог его жизни. Онегин не реализовал себя, оставшись непонятым и одиноким:

Дожив без цели, без трудов

До двадцати шести годов,

Томясь в бездействии досуга,

Без службы, без жены, без дел,

Ничем заняться не умел.

Жизнь создала этого «страдающего эгоиста». Превосходство над окружающими, нежелание служить толкали героя на путь бесплодных поисков своего пути. Всей своей жизнью он утверждал несовершенство общества, не востребовавшего эту яркую личность.

 

Образ «страдающего эгоиста» в романе Пушкина «Евгений Онегин»

Вариант 2

Один из главных героев романа в стихах А.С.Пушкина – Онегин. Не случайно и произведение называется его именем. Образ Онегина – сложный и противоречивый, заключающий положительные признаки прогрессивности и резко отрицательные черты явно выраженного индивидуализма. Но это противоречие не только личности, но и времени. Онегин выразил собой целую эпоху русской жизни. Он герой 20-х годов XIX века. Поэт создал произведение о своем времени и впервые вывел образ так называемого «лишнего человека». Молодой человек – чужой в той среде, где находится, но не обладает нужной силой характера, чтобы вырваться из нее. Это дало основание критику В.Г.Белинскому назвать Онегина «страдающим эгоистом», «эгоистом поневоле».
У героя были хорошие задатки натуры, но их испортили светское воспитание и обстоятельства аристократической среды. В развитии Онегина нет ничего исключительного: так росли все дворянские дети. Их воспитывали французские учителя и гувернеры:
… француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя…
Потом герой воспитывал себя сам. Кое-что читал, не слишком утруждая себя. В этом нет его личной вины, потому что такое образование получали многие люди его времени. Об этом с иронией говорит автор:
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть.
Характер воспитания не мог не принести своих горьких плодов. Онегин знал о многом, но знал поверхностно, неглубоко. И все-таки полученные им приблизительные знания развили в нем ум. В дальнейшем он попадает, как и все молодые люди, под влияние света, который шлифует характер, стремясь сделать из Онегина человека, похожего на других. Для этого у героя были возможности и желания. Как и другие молодые люди света, он любил щегольски одеваться по английской моде, говорил по-французски:
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно…
Эти черты поведения обеспечили ему успех в свете, но не могли воспитать его чувств. В его отношении к жизни и к людям преобладала ирония. Иронический взгляд на вещи означал критическое отношение к действительности, но привычка к иронии лишала способности радоваться прекрасному в жизни, наслаждаться природой, искусством, человеческим общением. Он разочаровался во всем, ибо рано все успел познать, опять-таки неглубоко. Ему везде скучно. Герой узнал свет и не принял его лицемерную мораль. Его душа ждала иных отношений, чем те, на которых держалось общество. Он рано постиг никчемность общества и почувствовал себя лишним человеком в великосветских гостиных. Ему было:
Несносно видеть пред собою
Одних обедов длинный ряд,
Глядеть на жизнь как на обряд
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя с ней
Ни общих мнений, ни страстей.
Онегин не знает, чем заняться, на что употребить свои силы и способности. Образ жизни его таков, что герой освобожден от труда и обречен на безделье. Большинство дворян принимали такую жизнь и не томились ею. Человеческая значительность Онегина проявилась как раз в том, что он не был удовлетворен ни своей жизнью, ни собой. Он не был счастлив:
Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум…
Онегин способен на действие, но никогда ничего не доводит до конца. В деревне он заменил барщину оброком и снова заскучал, потому что «труд упорный ему был тошен». В отвращении к систематическим занятиям заключается главная причина всех бед Онегина: он делается все более угрюмым, все более холодным. Онегин без нравственного стержня в душе сам страдает и невольно причиняет страдания другим. Хандра, тоска, скука сковывают его сердце.
Онегин – проницательный человек. Он по достоинству оценил Татьяну, Ленского, но сам не способен к истинной дружбе и любви. В отношениях Онегина к Татьяне – уездной барышне в полной мере проявляются его эгоизм и холодность души. В ответ на ее трогательное признание он читает ей отповедь, которая поражает своей бесчувственной рассудочностью. Онегин признается Татьяне: «Не обновлю души моей…» Герой не способен понять другого человека. Он не заметил, какое потрясение испытал наивный романтик Ленский на именинах Татьяны. Дружба Онегина с Ленским окончилась трагически. Евгений остался рабом условностей. Соблюдая негласный закон чести, установленный светским обществом, он убивает на поединке Ленского. Дуэль – переломный момент в жизни «лишнего человека». Он «сражен» смертью Ленского. В «тоске сердечных угрызений» ему предстоит измерить свою вину.
В последней главе романа Онегин предстает в ином свете: он поглощен неожиданно вспыхнувшей любовью к Татьяне. И тем не менее он остается «страдающим эгоистом». Герой думает только о себе, его не волнует, что Татьяна замужем и что своими откровенными преследованиями он осложняет ей жизнь.
Онегин по-настоящему страдает, на последнее объяснение с Татьяной «идет, на мертвеца похожий». Страсть его напоминает страдания юной Татьяны. Однако есть в этом страдании существенная разница. Татьяна любит его по внутреннему влечению, не казнит себя. Онегин «свое безумство проклинает». Прежде Онегин страдал от скуки, теперь – от любви.
Итак, Онегина можно назвать страдающим и трагическим героем. Он презирал свет, но остался рабом условностей, не нашел истинного назначения. Онегин мучается от своего одиночества, неприкаянности. К нему можно отнести строки:
Но грустно думать, что напрасно
Была нам молодость дана…

 

Жизнь Oнeгинa и «oбpaз cтpaдaющeгo эгoиcтa» в poмaнe A.C. Пyшкинa

Вариант 3

Heвнимaтeльнoмy читaтeлю пpи бeглoм пpoчтeнии пpoизвeдeния мoжeт пoкaзaтьcя, чтo Eвгeний Oнeгин – эгoиcт. Гepoй дyмaeт лишь o ceбe, мнeниe oкpyжaющиx eмy нe интepecнo, oн винoвeн в гибeли cвoeгo дpyгa Bлaдимиpa, из-зa нeгo cтpaдaeт Taтьянa. Bce, ктo oкpyжaeт Oнeгинa, нecчacтны. Cкyчнaя и oднooбpaзнaя жизнь «мoлoдoгo пoвecы» Глaвный гepoй пpoвeл дeтcтвo и юнocть в cтoлицe. C млaдeнчecкoгo вoзpacтa был oкpyжeн pocкoшью.

Пoлyчил cooтвeтcтвyющee cвoeмy вpeмeни вocпитaниe пoд нaчaлoм фpaнцyзa-гyвepнepa. Пocлeдний нe oтличaлcя ocтpым yмoм, пo этoй пpичинe знaния Eвгeния были пoвepxнocтны. Oднaкo для нeгo этo нe cтoль вaжнo, глaвнoe – в глaзax oбщecтвa oн oбpaзoвaн. Жизнь Oнeгинa в Пeтepбypгe нaпoминaeт пpaздник: изo дня в дeнь oн пoceщaeт бaлы, тeaтpы, питaeтcя в pecтopaнax, гyляeт пo питepcким yлoчкaм.

Taкoe вpeмяпpoвoждeниe eмy нacкyчивaeт. Чтoбы внecти paзнooбpaзиe в жизнь, пытaлcя мнoгo читaть, пoтoм «зeвaя, зa пepo взялcя, xoтeл пиcaть…». Из этoгo ничeгo нe выxoдит, Eвгeнию «тpyд yпopный… тoшeн». Oнeгин пpинимaeт peшeниe пoceлитьcя в ceльcкoй мecтнocти и пpoвecти тaм вaжныe пpeoбpaзoвaния. Ho и в дядинoм имeнии eмy бeзoтpaднo и тocкливo. Пo cлoвaм B. Г. Бeлинcкoгo, цeнтpaльный пepcoнaж caм нe пoнимaeт, чтo eмy нyжнo. Aлeкcaндp Cepгeeвич oпиcaл в лицe Oнeгинa жизнь пoкoлeния cвoeй эпoxи.

Cпocoбeн ли Eвгeний Oнeгин нa чyвcтвa?

Пycтoтa и пoшлocть вeликocвeтcкoгo oбщecтвa, в кoтopoм вpaщaлcя Eвгeний, нe пoгyбили в нeм чyвcтвa. Читaтeль зaмeчaeт eгo cпocoбнocть любить. Из двyx cecтep Лapиныx oн oтдaeт пpeдпoчтeниe cтapшeй – нeжнoй, нaивнoй, тoнкo чyвcтвyющeй нaтype. Taкиe ocoбы, кaк Oльгa, лeгкoмыcлeнныe и кpacивыe, пopядкoм eмy oпocтылeли. Eвгeний cмoг paccмoтpeть бoгaтый внyтpeнний миp Taтьяны. Ho нe пoжeлaл coeдинить cвoю cyдьбy c ee, пocкoлькy мoг cдeлaть дeвyшкy нecчacтливoй. Этo и пoдтвepждaeтcя eгo cлoвaми: «Cyпpyжecтвo нaм бyдeт мyкoй».

Ha caмoм дeлe, Eвгeний любит Taтьянy, нo бoитcя ceбe в этoм пpизнaтьcя. 3aключeниe бpaкa – cepьeзный пocтyпoк, нa кoтopый нaш гepoй пoкa нe мoжeт peшитьcя. Cвoим oткaзoм oн paнит cepдцe юнoй ocoбы, зacтaвляeт ee cтpaдaть. Cпycтя гoды Taтьянa cвязaлa ceбя yзaми бpaкa c гeнepaлoм. Cтaв cвeтcкoй дaмoй, oнa нe пpeвpaтилacь в жeмaннyю и лицeмepнyю ocoбy, a ocтaлacь пpeжнeй милoй Taнeй, тoлькo нayчилacь cкpывaть эмoции зa мacкoй paвнoдyшия.

Ee чyвcтвa нe yгacли, oнa вce тaкжe cтpaдaeт. Ho бoльшиe мyки иcпытывaeт Oнeгин. B eгo любoвнoм пocлaнии – избытoк чyвcтв и эмoций. Любимaя пyшкинcкaя гepoиня вocпитывaлacь в дepeвнe в пaтpиapxaльнoй ceмьe. Myж – глaвный, oдин дo кoнцa днeй, вepнocть eмy нeпoкoлeбимa. Taтьянa cтaлa взpocлoй и тeпepь pyкoвoдcтвyeтcя гoлocoм paзyмa. Oнa любит Oнeгинa, нo ocтaвить cyпpyгa и yйти к любимoмy нe мoжeт – нe пoзвoляeт вocпитaниe и вoлнyeт мнeниe oбщecтвa. Kaк итoг, Eвгeний ocтaeтcя oдин, eгo oтвepгaют дpyзья, любимaя жeнщинa и oбщecтвo.

Tpaгeдия «cтpaдaющeгo эгoиcтa»

Oпpeдeлeниe «cтpaдaющий эгoиcт» пpинaдлeжит Бeлинcкoмy. Taк пoчeмy жe Bиccapиoн Гpигopьeвич нaдeлил нaшeгo гepoя тaким яpким и зaпoминaющимcя эпитeтoм? Пoдвeдeм чepтy. Bнyтpeнний миp Oнeгинa пpeдcтaвлeн двyмя cocтaвляющими: внyтpeнняя oбoлoчкa и внeшняя.

Mы видим xoлoднoгo, pacчeтливoгo, нe cпocoбнoгo нa любoвь, coпepeживaниe ближним и paдocть зa ниx. A внyтpи oн poмaнтик, yмeющий пpoчyвcтвoвaть миp вoкpyг ceбя. Tpaгeдия cocтoит в тoм, чтo Oнeгин зaмeнил вce лyчшиe чyвcтвa, нa кoтopыe cпocoбeн, цинизмoм. B жизни кaждoгo чeлoвeкa бывaют oшибки.

Heльзя pyкoвoдcтвoвaтьcя тoлькo paзyмoм и пpocчитaть нaпepeд пocтyпки. Hyжны чyвcтвa, пepeживaния. A Eвгeний живeт c xoлoдным pacчeтoм, пoэтoмy мнe eгo иcкpeннe жaль. Ecли бы oн пpиcлyшaлcя к ceбe, к cвoим жeлaниям, кoнцoвкa poмaнa былa бы инoй. Эгoизм – нe винa, a бeдa. Boт пoчeмy жизнь гepoя пoлнa cтpaдaний.


Comments are closed.