Философские мотивы лирики Пушкина | MorevOkne.ru
http://morevokne.ru/

Философские мотивы лирики Пушкина

Любой поэт, живописец, музыкант вправе считать себя в какой‑то мере и философом. Создавая свои произведения, творческая личность соприкасается с иными мирами, неподвластными разуму простого человека. За пределами земного бытия художник черпает идеи и образы для своих будущих творений. А. С. Пушкин, о котором неслучайно было сказано «Пушкин – это наше все!», был также не чужд в своей поэзии философским размышлениям. Оптимизм, наполняющий практически всю лирику поэта, омрачается порой печальными раздумьями о быстротечности жизни, о тайном смысле человеческого существования и о смерти.

Важнейшая особенность философских воззрений Пушкина заключается в том, что мысль о старости и о конце жизни тесно переплетается с мыслью о любви. В стихотворении «Старик» лирический герой вспоминает свою «весну», когда он был «верным служителем» Амура, и мечтает родиться вновь, но лишь для того, чтобы стать еще более усердным слугою бога любви. Но ничто не вечно на земле: ни юность, ни любовь. «Печально младость улетит, и с ней увянут жизни розы» – пишет Александр Сергеевич в одной из своих элегий. Предчувствие «безвременной кончины» рано вторгается в лирику Пушкина. Но если в «Завещании друзьям» поэт заигрывает со смертью, желая умереть и «отлететь веселой тенью» «на тихий берег вод забвенья», то уже в миниатюре 1817 г. читаем следующие строки:

Я мало жил и наслаждался мало …

Но иногда цветы веселья рвал –

Я жизни видел лишь начало …

Многоточия, которыми оканчиваются фразы, словно оборванная жизнь русского гения. Унынием и холодом объято стихотворение «Подражание», где в первой же строфе говорится о смерти: «Я видел смерть;она сидела у тихого порога моего».

Но постепенно юношеское восприятие конца жизни сменяется глубокими раздумьями поэта о смерти как о естественной закономерности, присущей всему живому. Медитативностью и хладнокровным пониманием простого закона Вселенной проникнуто стихотворение 1829 г. «Брожу ли я вдоль улиц шумных …» Взирая на «уединенный дуб», поэт осознает, что «патриарх лесов» переживет его «забвенный век»;а, лаская «милого младенца», он уже думает о неотвратимости расставания и уступает ему «место» «цвести». Бессмертной признается лишь красота «равнодушной природы».

Но не только мотив смерти присущ философским размышлениям Пушкина, но и мотив жизни. Показательно в этом отношении стихотворение «Телега жизни», где молодость, зрелость и старость человека рассматриваются поэтом как три возможности езды. «Утро» жизни – «и мы рады голову сломать» в быстрой скачке, в «полдень» жизни нас уже страшат «и косогоры, и овраги», «под вечер» – мы привыкаем «и дремля едем до ночлега». Символичность нарисованной Пушкиным картины дополняется еще и тем, что не ямщик, а само «время гонит наших лошадей». Понять смысл этой недолгой, но завораживающей езды – вот основная задача поэта. «Жизни мышья беготня … Что тревожишь ты меня?» – вопрошает Александр Сергеевич в «Стихах, сочиненных ночью во время бессонницы».

Ответ был найден лишь в 1836 г. Свое земное предназначение Пушкин видит в том, чтобы пробуждать «добрые чувства» в сердцах людей. Он верит, что пока «в подлунном мире жив будет хоть один пиит», ему не умереть, ведь его душа навсегда останется в «заветной лире» и тем самым победит смерть. Поэт не ошибся: легкий и живой язык его поэзии позволяет современному читателю любить и ненавидеть, наслаждаться жизнью и философствовать о смерти, предаваться мечтам и пребывать в бесшабашной веселости – и все это именно так, как делал сам Пушкин. Поэт не погиб на дуэли: он уже 200 лет живет среди нас в своих гениальных рассказах, поэмах, сказках и стихах.

Философские мотивы лирики Пушкина

Вариант 2

С именем Александра Сергеевича Пушкина связано рождение новой поэзии. Уже современники обратили внимание на новизну, оригинальность пушкинской лирики.

Ведущими в творчестве поэта являются философские мотивы. Это размышления о смысле жизни, о жизни и смерти, о взаимоотношениях человека и природы, об устройстве мироздания и роли человека в нем. Пушкин пробовал решать проблемы судьбы и влияние ее не только на отдельную личность, но и на весь культурно-исторический процесс.

Основная проблема философской лирики Пушкина - это размышления поэта о смысле жизни. Пушкин выделяет три этапа в человеческой жизни: ранний период - юность, время быстротечное, время свершений, порывов. Период зрелости характеризуется тем, что человек приобретает жизненный опыт, становится способным к компромиссам, пытается избежать ошибок. И последний этап - это старость, когда человек отдается полностью во власть судьбы, спокойно доживает свой век.
Впервые эти взгляды выразились в стихотворении "Телега жизни". Уже само название стихотворения указывает нa то, что Пушкин первым из русских поэтов смог показать взаимосвязь быта и бытия.

Спустя четыре года, в 1823 году, Пушкин написал стихотворение "Три ключа". Это тоже размышления о жизни, но здесь видна эволюция взглядов поэта:

В степи мирской, печальной и безбрежной,

Таинственно пробились три ключа:

Ключ юности, ключ быстрый и мятежный

Кипит, бежит, сверкая и журча.

Кастальский ключ волною вдохновенья

В степи мирской изгнанников поит.

Последний ключ - холодный ключ забвенья,

Он слаще всех жар сердца утолит.

Расцвет философская лирика Пушкина получает в 1830-е годы, в болдинский период. Поэт создает большое количество лирических произведении философского плана, а самое главное - меняется его взгляд на жизнь, мир и человека.

Открывается болдинский период стихотворением "Бесы", в котором выражены размышления поэта о судьбе России и о месте поэта в жизни страны. Стихотворение имеет два плана повествования: реально-бытовой (описание метели) и философский. Автор использует многочисленные символы, которые помогают понять подтекст (ночь, кони, тучи, бесы).

Кульминацией стихотворения является фраза "колокольчик вдруг умолк, кони стали" . Это означает, что Россия остановилась в своем развитии, зашла в тупик, но поэт уверен, то эта остановка временная: "кони снова понеслися..." Стихотворение заканчивается внутренним переживанием героя:

Мчатся бесы, рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне...,

Это происходит потому, что поэт не знает, в каком направлении пойдет развитие России.

В стихотворении "Элегия" поэт отказывается от одиозного взгляда на мир. В первой части герой как бы приходит к мысли, что жизнь безрадостна, трудна, и в будущем поэт не видит для себя никаких перспектив. Вторая часть стихотворения опровергает этот вывод. Тем самым Пушкин показывает, что жизнь многомерна, в ней уживаются рядом как положительные, светлые, так и темные, мрачные стороны. Здесь Пушкин излагает свое эстетическое кредо: жить - это, следовательно, мыслить и страдать, развиваться.

Об этом Пушкин размышляет и в "Стихах, сочинённых ночью во время бессонницы". Поэт называет жизнь "мышьей беготней", но в конце стихотворения говорит:

Я понять тебя хочу,

Смысла я в тебе ищу...

В 1833 году Пушкин создает стихотворение "Осень", в котором размышляет о проблемах человека и природы, искусства и жизни, природы поэтического творчества.

Стихотворение начинается с изображения антиномий (противоречий): жизнь в природе угасает, замирает, а лирический герой испытывает прилив творческих сил. Здесь Пушкин проводит важную мысль о том, что человек и природа взаимосвязаны. Более того, природа благотворно влияет на человека. В финале поэт передает процесс рождения стихов, творческий процесс.

В 1835 году Пушкин создает стихотворение "Вновь я посетил". Здесь звучат размышления о законах человеческого бытия, о будущем поэта. Композиционно стихотворение распадается на две части: первая - реальное описание поместья, вторая - философские размышления.

Встреча поэта со старыми соснами и молодой порослью заставляет задуматься о законах бытия. Все старое неизбежно уступает место новому, молодому. Таков непреложный закон жизни, и поэт с грустью принимает его. В финале звучит мысль о бессмертии, лирический герой уверен, что имя его сохранится в памяти потомков.

Философские мотивы лирики А.С. Пушкина

Вариант 3

Одна из принципиальных мировоззренческих идей пушкинской философии — это мысль о необходимости нравственного совершенствования. “Жить… чтоб мыслить и страдать” — вот один из ключевых тезисов зрелого Пушкина. Другой заключается в том, что, “с отвращением читая” страницы прожитой жизни, не следует забывать прошлого (“строк печальных не смываю”).

Эти философские мотивы появляются у Пушкина уже в ранних романтических стихотворениях, среди которых на особом месте «Погасло дневное светило…». Прошедшее поэт называет здесь “моя потерянная младость”. Но в то же время в прошлом “чувства… разгорались”, “музы… улыбались”. Это прошлое не отвергается, ценность его несомненна. Лирический герой стихотворения — это не только человек, покидающий “туманную родину” в поисках “новых впечатлений”, но человек, который ищет нечто более ценное, чем впечатления, — смысл, цель. Это, скорее, отказ от прежнего образа жизни, переход из юности в более зрелый возраст.

Стихотворение «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…») (1830) — одно из тех произведений Пушкина, в которых прошедшее, настоящее и будущее тесно связаны. Два эпитета: “безумных” и “угасшее” — контрастны по эмоциональной окраске, а словосочетание “угасшее веселье” даже предполагает внутренний конфликт. Тема молодости переосмысливается, между строк возникает мотив ответственности за те ошибки, которые совершает человек. Однако поэт не отрицает ценности этих ошибок, так как именно они составляют наш жизненный опыт. Это ощущается в движении образов: “безумных лет” — “печаль минувших дней”, “похмелье” — “вино”.

Вторая строфа стихотворения вовсе не мрачная, а, наоборот, оптимистичная. Каждым словом поэт утверждает радость осмысленного бытия, называя все самые важные составляющие человеческой жизни. Первое утверждение — “жить… чтоб мыслить и страдать” — нисколько не парадоксально. Пушкинский идеал всё больше приобретает христианские очертания: “страдать” — значит в первую очередь сострадать. Поэт не отрекается и от “наслаждения”, однако мера его в сравнении с другими сторонами жизни невелика.

…И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья…

Что же называет Пушкин наслажденьем? Об этом последние строки стихотворения: “гармонией упьюсь”, “над вымыслом слезами обольюсь”, “блеснёт любовь”. Те ценности, которые не подвержены тлению, остаются с поэтом навсегда: это красота, искусство и любовь.

«Вновь я посетил…» — одно из самых ярких философских стихотворений зрелого Пушкина. Не стоит воспринимать его только как иллюстрацию к посещению Пушкиным дорогого ему “уголка земли”, куда он в последние годы особенно стремился душой. В стихотворении, помимо биографического, есть и более отвлечённый, философский план. Мир “минувшего” “объемлет” лирического героя, и он погружается в воспоминания, первый персонаж которых — старушка няня. Образ няни окрашен нежностью и печалью: “уже старушки нет”. Так начинает звучать мотив жизни и смерти, к которому поэт ещё вернётся.

В воспоминаниях о годах, проведённых здесь, “в пустынном уголке”, вплетаются другие:

                                     …глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны…

Картина природы: “нивы златые”, “пажити зелёные”, “неведомые воды” — контрастна “убогой” жизни крестьянина: “скривилась мельница, насилу крылья ворочая при ветре…”. Мотив запустения и мотив печали, смерть близкого человека, своё личное и общее, народная судьба изображаются как единое целое.

Далее в стихотворении наступает резкий интонационный, а за ним и смысловой перелом. Изображаются дорога и три сосны. Эта картина окрашена лирическим чувством. Оптимистический финал стихотворения предсказан той переменой, которая произошла с соснами:

…около корней их устарелых
(Где некогда всё было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась…

Мотив семьи перерастает в тему смены поколений, вечного, непрестанного обновления жизни. Обращение “племя младое, незнакомое” символично. Оно относится и к юным деревьям, и к будущим поколениям. Так, к финалу стихотворения мотив смерти (“уже старушки нет”) преобразуется в мотив памяти (“обо мне вспомянет”), а воспоминания о своём, личном приобретают характер всеобщий, философский. В этом небольшом стихотворении уместилась не только жизнь Пушкина, но и жизнь человека вообще, и жизнь природы, и — ещё шире — смысл бытия.

Незадолго до гибели Пушкин всё чаще обращался в своей лирике к христианским мотивам. Из стихотворения «Отцы-пустынники и жёны непорочны...» мы узнаём, что поэту не чужды христианские святыни, что он обращается в трудные минуты к молитве как средству укрепления духа.

Стихотворение состоит как бы из нескольких частей: сообщений об отцах-пустынниках и их молитвах, затем о той молитве, которую особенно выделяет поэт, наконец, творческого переложения текста самой молитвы. Этот текст строится на противопоставлении того, от чего лирический герой хотел бы отказаться в своей жизни, тому, чему он хотел бы научиться. Вот как звучит великопостная молитва Ефрема Сирина, к которой восходит стихотворение Пушкина: “Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети мои прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь”. При сопоставлении этого текста с пушкинским хорошо видно, в чём заключался смысл преобразований, что вынесено на первое место.

Молитвы сложены святыми старцами не только для того, чтобы “сердцем возлетать во области заочны”, но и для того, “чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв”, то есть в обычной мирской жизни. Молитва, о которой говорит поэт, звучит в храме “во дни печальные Великого поста” и обладает “неведомою силой”. По своему звучанию стихотворение действительно напоминает молитву. Этому способствуют и употребление архаичных слов, и обилие глухих согласных, и ассонанс (“во области заочны”, “одна”, “меня”, “умиляет”, “та”, “повторяет”, “печальные”, “поста”, “она”, “уста”), и размеренный спокойный ритм — шестистопный ямб.

О чём же просит Всевышнего тот, кто произносит эту молитву? Он хочет, чтобы Господь помог ему избавиться от тоски и уныния, которые влечёт за собой праздная жизнь, чтобы жизнь была трудовой и осмысленной. Он хочет победить в себе “любоначалие”, то есть властолюбие, желание управлять другими людьми. Ему важно, чтобы “празднословие” тоже исчезло из его жизни.

Среди пороков, упомянутых Пушкиным, нет таких, которые большинство людей не находит в себе, но далеко не каждому приходит в голову задуматься об этом. Какие же качества привлекают поэта, чему он хотел бы научиться? Ответ простой: видеть и осознавать свои недостатки, быть терпеливым, смиренным и целомудренным.


Comments are closed.