В чем "тайна всевластия" былин? Подготовьте сообщение о былинах, используя высказывание М. Горького об устном народном творчестве и рассказ ученого-фольклориста Владимира Прокопьевича Аникина.
Тайна кроется в тесной связи с жизнью человека. Ведь именно быт и образ жизни людей стал основой былин.
Как говорил Максим Горький, подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества. И это действительно так, ведь именно через сюжеты былин до нас дошли обычаи наших предков. Былины сказывали от поколения к поколению, передавая быт своих предков. Былины повествуют не только о богатырях, но и о народных героях, и их подвигах. Также были стали настоящим историческим документом, который рассказал всему миру об устройстве городов, как строили дома, чем занимались жители. Из былин мы и узнали о труде крестьянском.
В лаборатории народного творчества
Какими музыкальными инструментами сопровождалось исполнение былин?
Самым удачным музыкальным сопровождением являлись гусли. Они располагали к прослушиванию былин и не заглушали текст.
В каком веке появились ранние записи былин? Кому принадлежат эти записи?
Ранние былины датируются XVII веком. Их авторы: М. Чулков, Н. Новиков, И. Дмитриев.
Назовите наиболее известных исполнителей былин? Кто из великих русских писателей откликнулся на призыв собирать и записывать фольклор?
Известными исполнителями былин были В. Щеголенок, Т. Рябинин и его потомки, которые передали свое искусство следующему поколению.
П. Киреевский обратился к литераторам с призывом записывать и собирать фольклор. На его призыв откликнулись А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.В. Кольцов, В.И. Даль.
Кто из художников иллюстрировал былины, сказки? Подготовьте устное сообщение об одном из художников-иллюстраторов.
Репин и Васнецов, вдохновившись сюжетами русских былин с удовольствием создавали иллюстрации к ним.
Размышляем о прочитанном
Каком теме посвящена былина и кого можно назвать ее подлинным героем? Когда мужички начинают "похваливати" оратая и называть его «молодой Микула Селянинович»?
В былине поднимается важная тема того периода - важность и ценность крестьянского труда. Микулу можно назвать подлинным героем. В этой былине его образ собирательный. Он выражает позицию крестьянства.
Они его хвалят и величают так после того, как он собрал урожай и пригласил на пир.
Чем объяснить, что Вольга Святославович проникся уважением к Микуле Селяниновичу? Как вы понимаете смысл зачина былины, подробного описания внешнего облика, одежды и работы оратая? Какую роль играют в былине гиперболы и постоянные эпитеты?
Отношение Вольга Святославовича поменялось, когда Микула Селянинович проявил свою силу перед целой дружиной, выдернув из земли соху.
Такое подробное описание в зачине дано для того, чтобы подготовить читателя и к другому образу. Ведь потом они будут сравниваться. Только вот не внешность и одежда важны для крестьян, а умение работать.
Гиперболы усиливают эмоции при чтении. А постоянные эпитеты - характерный признак для произведений устного народного творчества.
Дайте характеристику Микуле или Вольге (на выбор).
Я хочу рассказать о Микуле. Он показан нам настоящим работягой. В описании его внешнего вида использована гипербола, но здесь она передает хорошее к нему отношение.
С учетом того, что Вольга три дня к нему едет, становится понятно, какой путь преодолел пахарь.
Несмотря на отношение Вольги к Микуле, он не дает свою честь в обиду, но при этом проявляет благородство.
Совершенствуем свою речь
Попробуйте сделать небольшой словарик (на темы «Так говорили былинные герои» или «Незаслуженно забытые слова» — на выбор). Объясните слова нарекать, пож аловать, раздольице, крёстный батюшка и др.
Так говорили былинные герои:
Нарекать - наградить,
Пожаловать - помиловать, простить,
Раздольице - большое пространство,
Крестный батюшка - человек, находящийся на крещение младенца,
Сошка - предмет для вспахивания земли,
Хоробрая - храбрая.
Слушаем актерское чтение
Былины — древние русские эпические песни о богатырях и героях.
Стих былины торжественный, напевный, с множеством повторов отдельных слов, строк, целых эпизодов. Повторы создают неторопливое, плавное движение сюжета.
Прослушайте былину и постарайтесь ответить на вопрос: как актёр при чтении подчёркивает, выделяет особенности древнерусского былинного стиха?
Актер читает нараспев, протягивает гласные в окончании слов. Где-то интонационно выделяет слова, а где-то говорит полушепотом.
Какие интонации преобладают в чтении народного артиста России Леонида Кулагина, когда он воспроизводит внешний вид Микулы Селяниновича?
Чтение наполнено восхищением, интонация торжественная. Актер восхваляет Микулу.
Какое отношение народа к этому герою стремится выразить актёр?
Актер выражает доброе отношение к герою, народ любит Микулу.
Обратите внимание на то, как меняются интонации, тембр голоса актёра, когда он воспроизводит речь Микулы Селяниновича в различных эпизодах беседы (рассказ о мужиках-разбойниках, спор с князем о цене кобылы пахаря, рассказ о том, почему соседи величают Микулу по имени-отечеству). Почему это происходит?
В рассказе о мужиках-разбойниках актер говорит строгим голосом, чтобы передать всю серьезность ситуации. После этого диалога Вольга позвал Микулу с собой. В эпизоде спора актер своей интонацией показал решительность Микулы. Такие интонационные изменения происходят для того, чтобы как можно достовернее передать образ Микулы.
Какие черты характера Микулы Селяниновича раскрываются в его разговоре с князем Вольгой? Помогло ли чтение актёра лучше представить былинного героя, его характер, отношение к князю, чувство собственного достоинства? Какими средствами это достигается?
В разговоре с князей Вольгой Микула предстает перед читателями смелым, решительным, справедливым, честным и трудолюбивым. Чтение актера как можно точнее помогло представить Микулу. Это получилось благодаря интонациям героя, постоянным эпитетам, сравнениям.