Cosplay girl warrior - Viking / Косплей Викинг Девушка воин
Женщины викинги
Лешек Гардела
Слово «викинг» долгое время ассоциировалось с образом высокого мускулистого мужчины в шлеме и с оружием в руке, с грозным видом стоящего на носу корабля и готового в любую минуту нападать, грабить и поджигать. Однако сегодня под влиянием новых междисциплинарных исследований и повышенного интереса к средневековой истории, которая становится темой не только музейных выставок и научных трудов, но также фильмов и публикаций в социальных сетях, наше видение викингов постепенно меняется.
Так называемая «эпоха викингов» продолжалась примерно с VIII по XI век. Это был нестабильный период, в ходе которого в Европе происходил распад старых структур власти или их трансформация, принимавшая невиданные ранее масштабы. Разрастающиеся поселения и города привлекали к себе ремесленников, купцов и искателей приключений из дальних стран. Технический прогресс, затронувший и искусство мореплавания, позволил совершать морские походы на гораздо более дальние расстояния.
Народы региона, который сегодня мы называем Скандинавией, быстро заняли место в авангарде новой социополитической реальности. Научившись подчинять себе силу ветра, укрощать ревущие волны и приручать крутые пороги, они отправлялись на своих кораблях во все концы света. В ходе таких экспедиций они встречались с многочисленными народами, чьи обычаи, язык, религия и внешность отличались от их собственных. Некоторые из этих межкультурных встреч проходили мирно, другие были более враждебными, а подчас и кровавыми.
Патриархальные предрассудки
До недавнего времени ведущее место в трудах историков и археологов, специализирующихся на эпохе викингов, отводилось мужчинам. В классических описаниях скандинавского общества этого переломного исторического периода женщины изображались хранительницами домашнего очага или крестьянками, которые занимались преимущественно приготовлением пищи, прядением, ткачеством и уходом за детьми и животными. Учитывая, что ни один ребенок не выжил бы без пищи и ни один корабль не достиг бы дальних берегов без сотканного вручную паруса, такую роль никак нельзя назвать незначительной. Однако не склонный к анализу читатель мог сделать из этих описаний вывод, что женщины занимали в обществе викингов более низкое положение.
История викингов изначально рассматривалась через призму патриархальных взглядов XIX века
Какие причины привели к тому, что женщины-викинги были вытеснены на обочину истории и что им была отведена второстепенная роль? Социополитический контекст первых исследований, посвященных эпохе викингов, отчасти проливает свет на этот феномен. В XIX веке историей древних времен и Средневековья интересовались главным образом зажиточные землевладельцы, коллекционеры и другие представители высших слоев общества. Излишне говорить, что по большей части это были мужчины, которые автоматически проецировали свои патриархальные взгляды на прошлые исторические периоды. Таким образом, именно через эту призму изначально рассматривалась, писалась и рассказывалась история викингов.
Сверхъестественные силы
В произведениях ученых, писателей, композиторов и художников XIX и начала XX века встречаются яркие женские образы эпохи викингов, однако они носят скорее сверхъестественный, чем человеческий характер. Валькирии, эти гордые девы-воительницы во всеоружии, которыми изобилуют древнескандинавские мифологические сказания и поэмы, привлекали внимание многих деятелей искусства, таких как немецкий композитор Рихард Вагнер и его современники. Похождения валькирий и их бурные романы с героями древних легенд будоражили воображение людей, которые, следуя моде того времени и жажде фантастического, толпами шли в оперу и картинные галереи. В Европе, подчинявшей женщин строгим правилам поведения, казалось вполне допустимым представлять их в ролях, традиционно отводившихся мужчинам, — тем более что валькирии Вагнера или таких выдающихся представителей скандинавского искусства, как художник Петер Николай Арбо и скульптор Стефан Синдинг, не были простыми смертными, а значит, никак не угрожали общественному порядку, установленному мужчинами.
Другая причина маргинализации женщин в ранних исследованиях общества викингов кроется в проблемном характере имеющихся исторических документов. Саги на древнескандинавском языке, в которых зачастую видели окно в далекое прошлое, как правило, рассказывают о подвигах мужчин, а женщин оставляют в тени. Редкие же героини саг часто были связаны со сверхъестественными силами и потому рассматривались учеными лишь как плод человеческого воображения.
Археологические данные также играли и продолжают играть важную роль в общепринятом видении положения женщин той эпохи. Так, в Норвегии были обнаружены сотни могил викингов, содержащих предметы воинского снаряжения: мечи, секиры, наконечники копий и стрел. В XIX и начале XX века такие находки зачастую делались случайно рядовыми рабочими или любителями, например в ходе строительства дорог и домов или возделывания земли.
Ввиду недостатка знаний об обращении с археологическими находками и об их документировании, а также вследствие общего низкого интереса к костным остаткам найденные артефакты передавались в музеи и были навсегда оторваны от людей, вместе с которыми их захоронили. Даже результаты раскопок, произведенных профессиональными археологами, зачастую были лишены человеческой и остеологической — то есть связанной с изучением скелета — составляющей. Это обусловлено, в частности, неблагоприятными для захоронений характеристиками почвы в Северной Европе, в которой плохо сохраняются органические остатки.
По этим причинам до недавнего времени захоронения, в которых находили оружие, считались мужскими, а те, что содержали украшения и хозяйственную утварь, — женскими. Сознательно или нет, но почву для подобной интерпретации археологических находок подпитывали и викторианские взгляды на гендерные роли, которые лишь укрепляли идею о том, что миром викингов «правили» мужчины, наделенные властью в большинстве сфер жизни.
Переосмысление прошлого
Однако новые достижения в области археологии, сделанные в последние десятилетия, а также усовершенствованные подходы к гендерным исследованиям кардинально изменили видение викингов. Передовые технологии, такие как анализ древней ДНК, делают возможным определение пола усопшего даже при плохом состоянии сохранившихся костных тканей. Новые методы также могут позволить получить информацию о наличии родственной связи и месте происхождения индивида, а в некоторых случаях — даже определить цвет глаз и волос. В совокупности с анализом стабильных изотопов, использующимся для получения сведений о перемещениях индивида в разные периоды его жизни, такие методы исследования позволяют составить более детальную картину прошлого.
В 2017 году генетический анализ показал, что скелет, найденный в могиле с оружием в Бирке, Швеция, принадлежал женщине
Одним из наглядных примеров переосмысления свидетельств прошлого может служить повторное изучение богатого материалами захоронения в Бирке, в провинции Уппланд, Швеция, впервые обнаруженного в XIX веке. В могиле находились остатки скелета, вокруг которых лежало оружие: меч, кинжал, два наконечника копья, два щита, несколько наконечников стрел и боевой топор. В ногах были найдены две фигурки лошадей: кобылы и жеребца. При обнаружении этого захоронения ученые машинально посчитали погребенного в нем человека воином-викингом мужского пола. Их заключение не вызывало сомнений вплоть до 2017 года, когда генетический анализ, проведенный международной группой исследователей, показал, что найденный скелет принадлежал женщине. Публикация результатов этого исследования произвела настоящую сенсацию во всем мире. И хотя часть историков отнеслась к такому выводу скептически, идея о том, что в Бирке была похоронена «женщина-викинг», получила признание у многих специалистов и любителей истории.
Каким бы ни было заключение этих инновационных исследований, в отношении древних захоронений никогда не стоит забывать одну важную вещь: умершие не хоронят себя сами. У тех, кто совершил погребение этой женщины, могли быть самые разные причины положить в могилу оружие. Возможно, погребенная действительно была воительницей, но не менее возможно и то, что оружие несло в себе некий символический смысл, сегодня недоступный нашему пониманию.
Пример захоронения в Бирке указывает на огромные возможности междисциплинарного подхода к изучению прошлого. Историки, археологи и другие ученые должны быть готовы выходить из своей зоны комфорта, чтобы регулярно переоценивать и ставить под сомнение старые гипотезы. В поиске «истинных» воинов-викингов, будь то мужчины, женщины или кто-либо еще, ученые должны проявлять осторожность и тщательность в равной степени.
Хотя многие аспекты прошлого по-прежнему окутаны тайной, сегодня мы можем с уверенностью утверждать, что в эпоху викингов отнюдь не главенствовали мужчины. Нам следует пересмотреть те образы, которые возникают у нас перед глазами, когда мы слышим слово «викинг», и помнить о том, что женщины всегда составляли половину населения земного шара. Ведь очень может быть, что шлем того бесстрашного воина, стоящего на носу быстроходного драккара, скрывает под собой совсем не то лицо, какое мы себе представляем.
Лешек Гардела
Старший научный сотрудник Национального музея Дании, авторитетный специалист по истории Северной и Центральной Европы раннего Средневековья. Является автором книги «Женщины и оружие в мире викингов: северные амазонки» (англ. Women and Weapons in the Viking World: Amazons of the North, 2021) и целого ряда научных статей о дохристианских религиях, магии, военном искусстве и идентичности в древних обществах.