Своеобразие человече­ского общения | MorevOkne.ru
http://morevokne.ru/

Своеобразие человече­ского общения

Интересные наблюдения, аналогичные тем, которые были сделаны Г.Бейтсоном, осуществил Дэвид Гелен. Он увязал своеобразие человече­ского общения со структурой и функционированием мозга. Г.Бейтсон, описывая многочисленные и разнородные жизненные ситуации, в кото­рых люди сталкиваются с двусмысленной или многосмысленной инфор­мацией замечает, что сознание попавшего в такую ситуацию человека мо­жет быть травмировано и даже разрушено.

Причем, разрушение сознания осмысливается ученым как утрата целостности, расщепление, процесс подобный шизофреническому. Расщепление сознания интересует и Д.Ге­лена. Он полагал, что в норме полушария головного мозга работают во взаимодействии, однако при определенных условиях в работе мозга могут возникнуть явления, аналогичные тем, которые наблюдаются в мозгу при его хирургическом расщеплении, когда оба полушария начинают функци­онировать практически независимо. В этом случае роль скальпеля выпол­няют два разнородных и противоречащих друг другу потока информации.

Один из них носит ярко выраженный сенсомоторный, а другой столь же явный вербальный характер. Д.Гелен приводит в качестве примера эле­ментарную конфликтную ситуацию, часто возникающую в жизни: «Пред­ставьте себе действие на ребенка ситуации, когда его мать словами гово­рит ему что-то одно, а выражение лица и движение тела совершенно дру­гое: «Я делаю это потому что люблю тебя, дорогой», говорят слова, но «Я тебя ненавижу и уничтожу» говорит лицо» [6].

Мы видим, что Д.Гелен явно говорит о ситуации двойного зажима, но если Г.Бейтсон рассматривает двойные послания и их эффекты в поле межличностных коммуникаций, то Д.Гелен переносит эффекты двойного зажима в пространство информационных взаимодействий полушарий го­ловного мозга.

Гелен приходит к выводу о том, что как только мозг человека полу­чает по двум разным коммуникативным каналам противоречивую инфор­мацию, согласованность в работе полушарий нарушается, отношение со­трудничества приобретает формы конкуренции и борьбы.

Особенности человеческого общения

Общение - это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого. В общении реализуется потребность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целесообразную программу действий. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения.

Общение играет огромное значение в развитии личности. Вне общения невозможно формирование личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения.

Различаются содержание, функции и средства общения.

Содержание общения многопредметно, его цели связаны с его функциями. Можно выделить четыре основные функ­ции общения, информационно-коммуникативную (прием и пе­редача информации);регулятивно-коммуникативную (инте­рактивную: организация взаимодействия людей в их совмес­тной деятельности);перцептивно-эффективную (восприятие людей как социальных объектов, воздействие на их эмоцио­нальную сферу);аффективно-экспрессивную (эмоциональное самовыражение человека).

В зависимости от используемых средств общение может быть непосредственным и опосредственным, прямым и косвенным, вербальным (словесным) и невербальным (паравербальным).

Техника общения — установление психических контак­тов, использование различных приемов психического воздей­ствия на партнера по общению, выбор средств общения в за­висимости от формы общения.

Формы общения: деловое, профессиональное, бытовое, частное и публичное.

Основное средство коммуникации — естественная устная речь, имеющая лексическую и синтаксическую орга­низацию. При речевом общении происходит кодирование ин­формации коммуникатором и ее декодирование реципиентом. Кодирование информации, ее речевое оформление, предва­ряются осознанием смысла сообщения. Получение информа­ции сопровождается взаимообусловливающими процессами декодирования речевых сигналов и выявления их смысла.

Процесс речеобразования —- сложный вид деятельности: сначала у человека возникает мотив к этому действию, затем он программирует высказывание, лексически и синтаксичес­ки его конструирует, внутренне проговаривает и лишь затем осуществляет звукоречевое выражение. В разговорной речи все эти действия стереотипны.

Речь говорящего называется экспрессивной. Речевая деятельность воспринимающего называется импрессивной речью.

Импрессивная речь связана с анализом (расчленением вос­принимаемой речи на составные части, существенные эле­менты) и синтезом (объединением отдельных элементов речи в смысловую схему).

Речь индивида свидетельствует о его культурном уровне, внутреннем мире, особенностях психической саморегуляции. Тот, кто не может правильно и оригинально выражаться, не умеет правильно и оригинально мыслить. Манера речи, ма­нера общения определяют мироощущение человека, тонкость его чувств, интеллектуальные возможности, образованность.

Существенный коммуникативный фактор общения— использование невербальных (паралингвистических) средств общения.

Невербальные средства общения делятся на:

1) кинесические:

а) экспрессивно-выразительные движения (поза, жест, ми­мика, походка);

б) визуальный контакт (направление движения, длина па­узы, чистота контакта);

2) просодические и экстралингвистические (инто­нация, громкость, тембр, пауза, вздох, смех, плач, ка­шель);

3) такесические (рукопожатие, поцелуй, похлопывание);

4) проксемические (ориентация, дистанция).

Кинесические средства — это зрительно воспринима­емые движения другого человека, выполняющие выразитель­но-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке.

Особая роль в передаче информации отводится мимике — движениям мышц лица, которое недаром называют зеркалом души. Главной характеристикой мимики являются ее целос­тность и динамичность. Это означает, что в мимическом вы­ражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и отвращения) все дви­жения мышц лица скоординированы, что хорошо отмечено в схеме мимических кодов эмоциональных состояний, разра­ботанной В. А. Лабунской.

Исследования психологов показали, что все люди незави­симо от национальности и культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретиру­ют эти мимические конфигурации как выражение соответ­ствующих эмоций.

С мимикой очень тесно связан взгляд, или визуальный контакт, составляющий исключительно важную часть обще­ния. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если она отсутствует.

Структура общения

Структура общения (по Андреевой):

1. Коммуникативная (состоит в обмене информацией между общающимися индивидами).

2. Интерактивная (заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями).

3. Перцептивная (означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания).

Модель коммуникативного процесса (по Лассуэлу):

1. Кто (передает сообщение) - коммуникатор.

2. Что (передается) - сообщение.

3. Как (осуществляется передача) - канал.

4. Кому (направлено сообщение) - аудитория.

5. С каким результатом передается сообщение - эффективность.

Функции общения (по Ланову):

1. Информационно-коммуникативная.

2. Регуляторно-коммуникативная.

3. Аффективно-коммуникативная.

Общение бывает формальным и неформальным. Формальным называется общение, обусловленное социальными функциями, регламентированное как по содержанию, так и по форме.

Неформальное общение наполнено субъективным, личностным смыслом, обусловлено теми личностными отношениями, которые установились между партнерами. Высшие формы неформального общения - любовь и дружба.

Главным средством общения является речь. Однако на ряду с речью широко используются и неречевые, средства (мимика, жесты, пантомика и т.д.)

Виды общения

Виды общения

1. Социально ориентированное, при котором общественные отношения выражены наиболее ярко (лекция, доклад и.т.д.).

2. Групповые предметно ориентированное общение, при котором четко обозначены отношения, обусловленные совместной деятельностью, т.е в процессе обучения, труда и.т.д.

3. Личностно ориентированное общение, те. общение одного человека с другими.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков (знаковых систем). В этой связи различают:

1. вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы, используется речь);

2. невербальную (используются различные неречевые знаковые системы - жесты, мимика, пантомика).

Особый вид общения - это педагогическое общение - профессиональное общение педагога с учащимися в процессе обучения и воспитания. Оно направлено на создание условий для развития личности, позволяет управлять социально-психологическими процессами в коллективе и обеспечивать благоприятный психологический климат.

 


Comments are closed.