По большей части забывание происходит непосредственно после запоминания. В знаменитой серии Экспериментов исследователь памяти Герман Эб - бингауз (1885) проверил свою собственную память после запоминания. Эббингауз хотел убедиться, что его не будет отвлекать предыдущее обучение. Поэтому он запоминал бессмысленные слоги. Это были бессмысленные слова из трех букв, например ГЕК, СЕФ и УОЛ. Важное значение использования бессмысленных слогов можно доказать на основании того факта, что слоги ВЕЛ, ФАБ и ДАЗ не используются в тестах на память. Испытуемые, которые опознают эти слова как названия стиральных порошков, легче их запоминают.
Перед тестированием Эббингауз фиксировал определенные промежутки времени, и в результате своих Исследований ученый создал кривую забывания. Эта кривая показывает количество информации, вспоминаемой после различных промежутков времени (рис. 8.10). Так как Эббингауз очень тщательнопроделал свою работу, то результаты, полученные им, имеют большое значение и сегодня. Обратите внимание, что забывание сначала происходит быстро, а затем медленно идет на спад. Как студент, вы должны обратить внимание на то, что забывание сводится к минимуму, если между повторением и тестированием проходит минимальный промежуток времени. Однако это не повод, чтобы заниматься зубрежкой. Ошибка, которую делает большинство студентов, — они только зубрят. Если вы просто заучиваете материал, вам быстро удастся это сделать, но это еще не значит, что вы его усвоите. Если же вы каждый день понемногу запоминаете новое, то интенсивное повторение перед тестированием поможет вам хорошо подготовиться, и при этом вы потратите минимум времени. Кривая Эббишауза показывает, что менее 30% людей помнят материал на протяжении 2 дней после усвоения. Неужели все так быстро забывается? Нет, не всегда. Значимая информация не забывается так же быстро, как бессмысленные слоги. Например, студентам, прошедшим курс по Психологии, понадобилось около 3 лет, чтобы забыть 30% усвоенных ими фактов. После этого времени забывается еще чуть больше (Conway et al„ 1992). Фактически, когда Человек все прочнее усваивает материал, какой-то тип знания может стать почти постоянным. Представляется, что семантические воспоминания и имплицитные воспоминания (и те и другие упоминались раньше) довольно долгое время сохраняются в Памяти (Bower, 1990). «Я никогда не забуду старину... старину... как его зовут?» Забывание вызывает ощущение фрустрации и замешательства. Почему мы забываем? Кривая Эббингауза дает общую картину забывания, но не объясняет ее. Объяснения мы должны искать дальше.