Движения и имплицитные аспекты вербализации | MorevOkne.ru
http://morevokne.ru/

Движения и имплицитные аспекты вербализации

Маль, Дэнит и Нортон предположи­ли, что информация, содержащаяся в движениях, дополняет речевые со­общения, предвосхищая, противореча или сопровождая референты рече­вого канала. Более конкретное исследование Экмана (Ekman, 1964, и Экмана и Фризена (Ekman and Friesen, 1967) референтов движений раз­личных частей тела показало, что неподвижные позы передают обобщен­ные эмоции (то есть отношения), в то время как мимика передает конк­ретные эмоциональные состояния.

Розенфельд использовал прием ролевой игры, в ходе которой испытуемых просили вступить с кем-то во взаимодействие и вызвать у партнера различную степень позитивного отношения. Пара­метры имплицитного поведения испытуемых выступали в качестве зависи­мых переменных. Более высокий темп речи, более длительные коммуника­ции, частые словесные «поглаживания» партнера, жестикуляция, улыбки, утвердительные кивки головой и менее частые упоминания себя, как оказа­лось, связаны с попыткой добиться хорошего отношения.

В двух описанных ниже исследованиях предполагалось, что в ситу­ациях межличностного взаимодействия определенного рода передача от­ношения в неявной форме либо более уместна, либо неизбежно сопро­вождает эмоции коммуникатора. Например, Зайдель и Меграбян (Zaidel and Mehrabian, 1969) обнаружили, что при использовании и мимического и голосового каналов коммуникаторы могли выражать оттенки отрица­тельных эмоций лучше, чем оттенки положительных эмоций. Возможно, выражение негативного отношения чаще происходит в неявной форме, чем проявление положительных чувств, поскольку открытое выражение отрицательных переживаний редко полагается уместным. Таким образом, негативные чувства чаще передаются по этим неуловимым каналам, чем положительные чувства, и в неявной форме людям лучше удается выра­жать отрицательные, а не положительные эмоции.

В напряженных ситуациях сообщения, поступающие по имплицит­ным каналам, вновь могут стать яркими показателями, особенно когда коммуникатор не хочет открыто выражать свои чувства. Интерес раннего психоанализа к невербальному поведению был вызван в основном этим допущением (например, Deutsch and Murphy, 1955). Видимо, с этим же связан и современный интерес к выявлению обманчивости имплицитно­го поведения (Ekman and Friesen, 1969а).

Важность имплицитного поведения возрастает в ситуациях, когда вза­имодействуют незнакомые люди и один пытается оказать влияние на дру­гого (как это происходит при чтении речей политиками или в рекламе). Ре­чевое выражение чувств по отношению к собеседнику менее приемлемо в подобных ситуациях, чем довод или информация, имеющая отношение к обсуждаемой теме. В описанных ниже экспериментах были задействованы диады, состоящие, в основном, из людей одинакового положения. Один из членов каждой диады был помощником экспериментатора. Этот человек демонстрировал подготовленный заранее набор действий, которые долж­ны были казаться «нормальными» для данной ситуации. За другим участ­ником диады, настоящим испытуемым, велось скрытое наблюдение. Его или ее поведение записывалось с помощью видеокамеры.


Comments are closed.