Мертвая дорога. Салехард-Игарка | MorevOkne.ru
http://morevokne.ru/

Мертвая дорога. Салехард-Игарка

Мертвая дорога. Именно под этим названием сейчас наиболее часто упоминают одну из заведомо бессмысленных и особенно непродуманных «великих строек» сталинских времен - строительство одноколейной железной дороги от Салехарда до Игарки. Еще одно название мертвой дороги – стройка № 501-503. Строительство мертвой дороги с самого начала являлось неосуществимым проектом ГУЛАГа, однако, не смотря ни на что, работы продлились с момента принятия решения о строительстве в 1949 году вплоть до смерти Сталина в 1953 году.

Паровоз. Мертвая дорога. Салехард-Игарка.

Паровоз. Мертвая дорога. Салехард-Игарка.

Полярная железная дорога должна была пролегать южнее Полярного круга на 200 километров. Естественно, что строительством дороги занимались исключительно заключенные. Запланированная протяженность мертвой дороги составляет 1263 километра. При такой значительной протяженности стройка усложнялась тяжелыми климатическими и географическими условиями. В этих районах преобладает вечная мерзлота и десятимесячная зима. Так же местность, где должна проходить мертвая дорога пересекается множеством болот, ручьев, мелких и крупных рек. Заключенным, приходилось, через небольшие реки возводились мосты, когда деревянные, а когда и бетонные. А через огромную реку Обь осуществить переправу было не просто. Летом это происходило с помощью тяжелых паромов, а зимой по шпалам и рельсам, проложенным прямо на лед, который заранее специально укреплялся.

В северных районах Сибири существуют временные автомобильные дороги, так называемые, зимники. Прокладываются они зимой, после того как выпадет много снега и реки с болотами покроются льдом. Для того, что бы сделать более надежную автомобильную переправу через реку, приходилось дополнительно замораживать места проезда, поливая их водой и таким образом наращивать толщину льда. А технология железнодорожной ледяной переправы, была еще сложней. Толщину льда не просто наращивали, а в него вмораживали бревна и шпалы.

Мертвая дорога. Салехард-Игарка. Фото.

Мертвая дорога. Салехард-Игарка. Фото.

Устройство ледовых переправ являлось уникальным изобретением советских ученых. Такое изобретение больше нигде не встречалось. Строительство велось одновременно с двух противоположных сторон. Со стороны реки Обь под названием «Стройка 501» и со стороны реки Енисей под названием «Стройка 503».Вдоль всей мертвой дороги строились лагеря на небольшом расстоянии друг от друга примерно 5-10 км. Они стоят и по сегодняшний день. Многие из них в достаточно хорошем состоянии. Бежать из таких лагерей было просто не возможно. Все контролировалось охраной, особенно основная, нынче - мертвая дорога. Все принадлежности, необходимые для стройки, от паровоза до гвоздя, завозилось с материка. В летнее время все рельсы, паровозы, вагоны, дрезины завозили баржами, идущими вниз по течению реки Енисей. Все это до сих пор стоит в непроходимой тундре. В послевоенное время, в связи со сложной обстановкой в СССР, рельсов не хватало. Приходилось завозить рельсы, которые снимались с действующих направлений. Об этом говорят самые разные даты выпуска, начиная с 1892 года, наблюдаемые на рельсах. Мертвая дорога требовала и много строительного леса, которого не хватало, так как его просто нет данной широте, а кругом лишь тундра и лесотундра. Лес для стройки мертвой дороги заготавливали южнее, а затем плотами вниз по течению сплавляли по Енисею. Соответственно, зимой крупная поставка материалов таким образом была просто не возможна.

Мертвая дорога. Салехард-Игарка. Фото.

Мертвая дорога. Салехард-Игарка. Фото.

Постоянный недостаток материального обеспечения вынуждал искать нетрадиционные строительные и инженерные решения. Одним из примеров является то, что крыши бараков покрыты не жестью или шифером. Для крыш специально раскалывались древесные чурки. Раскол делали по ходу волокон. Чурки эти не пилились, а именно раскалывались, что позволяет спустя 40 лет после их возведения, продолжать выполнять крышам свои функции.

Силами заключенных, на момент смерти Сталина, в 1953 году, было построено более чем 900 километров мертвой дороги, после чего строительство спешно свернуто. Все имущество: лагеря, паровозы, мосты и прочее брошено и забыто в тундре.

«Великая стройка», окончившаяся провалом, обошлась стране в 42 млрд. рублей и унесла жизни более чем 100 000 человек. Как можно догадаться, мертвая дорогая носит свое название именно из-за данного факта, а отнюдь не из-за того, что в данное время является таковой.


Comments are closed.