Анальная фаза, приходящаяся на конец второго года жизни, является следующей критической фазой в психосоциальном развитии ребенка (см статью П. Хайманн в т. I ).
«В этой фазе основной акцент делается на созревание мышечной системы и проистекающей из этого способности (или вдвойне ощущаемой неспособности) координировать множество крайне сложных актов, таких, как "удерживание"и "отпускание", кроме того, на огромную ценность, которую по-прежнему в высшей степени зависимый ребенок начинает придавать своей автономной воле» (Erikson 1970,76).
Психоаналитический термин «анальность» обозначает в данном контексте «особое качество удовольствия и воли... которое в этой фазе часто придается органам выделения» (там же).
То, что эти способности могут сформироваться только в конце второго года жизни, точнее говоря, примерно на двадцатом месяце, имеет свои основания в физиологии, а именно в том, что нервные пути, опосредствующие сознательный контроль над мочевым пузырем, прямой кишкой и сфинктерами до двадцатого месяца жизни еще не полностью миелинизированы 2.
Новое измерение переживания удовольствия-неудовольствия не ограничивается сфинктерами. Скорее «развивается общая способность, более того, сильнейшая погребность по своему желанию ронять и швырять, попеременно удерживать и отпускать» (там же, 76).
Здесь следует обратить внимание на два аспекта одного и того же вопроса: с одной стороны, на общее распространение моторного развития ребенка, с другой стороны, на развитие его особого интереса к органам выделения. В обоих случаях можно вновь констатировать специфические способы реагирования на близких. Поэтому возросшие возможности и моторное развитие приносят ребенку не только новые переживания «функционального удовольствия», но и подвергают большей опасности и, тем самым, переживаниям неудовольствия. Мать словами и физическим вмешательством вынуждена апеллировать к ребенку, подчас из витальных соображений.