Мы хотели бы теперь остановиться на некоторых предположениях о физиологических процессах, которые определяют мозговую деятельность, протекающую за «порогом» сознания.
И несмотря на все это, мы совершили бы очень большую ошибку, если бы при рассмотрении «бессознательного» отвлеклись от анализа его физиологических основ. Нам следует только отчетливо представлять специфический аспект, в котором этот анализ правомерно проводить.
В данном случае речь должна идти пока не столько о каких-то конкретных физиологических механизмах, реализующих интересующие нас проявления, сколько об определенных тенденциях в современном развитии физиологических представлений. Эти тенденции объясняют, почему мы вынуждены признать реальность феномена «бессознательного» как одной из форм работы мозга, и создают одновременно общие теоретические посылки для выявления нейродинамической основы этого феномена и его более глубокой нейрофизиологической интерпретации.
Если мы так истолкуем роль, которую нейрофизиологический анализ должен выполнять при разработке проблемы «бессознательного» на современном этапе, то перед нами сразу же раскрывается обширная область необходимых исследований. Важно рассмотреть связи, существующие между осознанием психических явлений и изменениями «уровня бодрствования» мозга;подвергнуть анализу реальность «отщепления» (диссоциации) как* особенности динамики не только психологических содержаний, но и различных форм функциональной активности мозга, выступающих обычно в виде слаженного ансамбля;сформулировать гипотезы об отношениях между активностью «бессознательного» и процессами переработки информации в организованных определенным образом нейронных структурах и как итог всего этого дать дополнительные аргументы для критики устаревающих нейрофизиологических толкований, которые долгое время препятствовали пониманию неосознаваемых форм высшей нервной деятельности как активности, участвующей в организации приспособительного поведения.
Излагая выше проведенную дискуссию о природе сознания, мы обратили внимание на то, что традиционные направления философского и психологического анализа уже сами на многих путях подводят к проблеме «бессознательного».
Уже одно разграничение понятий «сознания» и «психики» ставит вопрос о существовании форм психики, существующих независимо от сознания, за его «порогом». Что же касается нейрофизиологической теории сознания, то ее роль в обосновании проблемы «бессознательного» проявилась прежде всего в том, что представление о «бессознательном» перестало быть чисто психологической категорией и оказалось связанным в какой-то степени с концепцией конкретных физиологических механизмов мозговой деятельности. Начало этого включения идеи «бессознательного» в контекст физиологических трактовок было положено представлением об «уровнях бодрствования» мозга.