Методы изучения эмоциональной сферы человека | MorevOkne.ru
http://morevokne.ru/

Методы изучения эмоциональной сферы человека

Представление о психологии чувств будет неполным, если мы не коснемся вопроса об их изучении. Своеобразие чувств, их изменения в процессе переживания, их субъективность требуют выяснения того, как же можно их научно изучать, какими методами пользоваться, для того чтобы уловить существенные, а не второстепенные стороны чувств. Во введении мы отмечали, что уже издавна область человеческих чувств была предметом настойчивого внимания и изучения. Однако не всегда это изучение продвигало психологию по пути научного знания, иногда оно приводило к предвзятому рассмотрению вопроса, не охватывало того, что является действительно важным в сфере чувств.

Каково же современное состояние научных исследований в области чувств, каковы пути и приемы, которые используются в этих исследованиях, какого характера новые факты удается при их помощи добывать.

При рассмотрении развития приемов научного исследования в различных разделах психологии следует признать, что изучение эмоциональной сферы отстает от изучения таких областей, как процессы восприятия, памяти и т. д. По сравнению с исследованием эмоций мы в ряде других областей психологии встречаемся, во - первых, со значительно более развернутым применением эксперимента, а во - вторых, самый эксперимент носит более точный характер.

Это происходит по нескольким причинам. Эмоциональную сферу человека трудно изучать потому, что эмоциональные процессы не легко поддаются вычленению и выделению из всего многообразия психических процессов. Эмоциональные процессы имеют комплексный характер в том смысле, что не выступают в «чистом» виде, изолированно (в одном случае такое - то чувство, потом другое, потом настроение), а многие эмоциональные процессы протекают слитно. При этом мы встречаемся с постоянными переходами одной формы эмоциональных процессов в другую. Наконец, нельзя забывать, что эмоциональные процессы характеризуются большим многообразием. К этой области относят настроения, кратковременные переживания, устойчивые чувства и привязанности, аффективные состояния, фобии, длительные конфликтные состояния и т. д.

«Текучесть» эмоциональных процессов приводит к тому, что симптомы их изменяются и они являются очень разнохарактерными по своим качествам.

Мы сталкиваемся с резко выраженными аффективными состояниями, которые выступают так явно, что воспринимаются отчетливо любым человеком, и встречаемся с переживанием высших чувств (нравственных, эстетических и т. д.), которые почти не выражаются в четко воспринимаемых внешних симптомах и поэтому требуют для своего понимания тонкой интерпретации как прямых, так и косвенных данных, относящихся к особенностям характера, привычек, поведения человека и т. д.

Если сказанное говорит о трудностях научного изучения эмоциональной сферы, то оно совсем не означает, что принципиально в этом разделе психологии нельзя добиться таких же результатов, как в других ее разделах.

Мы ставим перед собой задачу осветить пути и методы изучения эмоциональной сферы. Прежде чем перейти к изложению этих методов, необходимо уточнить, каковы те источники, благодаря которым мы получаем материал для изучения эмоциональной жизни человека.

Условия развития психологии как науки, те изменения, которые претерпели способы ее подхода к предмету изучения, сказались на вычленении источников познания эмоциональной жизни человека.

В период господства интроспективной психологии (основанной на данных самонаблюдения) основным источником получения нужных знаний об эмоциональной жизни (даже при эксперименте) признавались показания человека о своих чувствах и переживаниях.

Когда на определенном этапе развития науки появилась так называемая «объективная» психология, поставившая во главу угла изучение данных об эмоциональной жизни, которые могут быть получены независимо от показаний самого человека, тогда основным источником оказались особенности и симптомы внешнего поведения. На самом же деле и тот и другой подход страдают односторонностью. Перед нами человек —социальное существо, существо, закономерно выявляющее свои чувства, эмоции как во внешних особенностях поведения, так и в тех или других словесных высказываниях о них. Эти данные представляют собой единство, которое можно подвергать расчленению только очень условно.

Но в ходе фактического развития психологии выделились эти два источника приобретения знаний об эмоциональной жизни человека и отчетливо возник вопрос о путях достижения большей убедительности данных, получаемых из указанных источников. Поэтому мы будем их рассматривать раздельно, учитывая условность разделения этих источников знания.

Первый источник —это замечаемые людьми симптомы эмоциональной жизни человека, которые проявляются в его облике, мимике, движениях, действиях, поступках, в поведении в целом, рассматриваемых как за краткий период времени, так и за более длительный срок. Эти симптомы относятся ко всей многообразной эмоциональной жизни как в ее мало заметных, так и в отчетливо выступающих формах. Они относятся как к оттенкам изменения настроения, так и к различным формам переживания человеком чувств, от мало значащих для него переживаний до глубоких эмоциональных потрясений.

Все эти симптомы улавливались издавна наблюдающим человеком. И в зависимости от умения «видеть» в них определенное содержание трактовка их носила то более поверхностный, то более глубокий характер. Теперь же на помощь наблюдателю приходят приборы, с помощью которых можно фиксировать те или другие стороны поведения человека в определенных условиях и ситуациях, т. е. его мимику, движения, действия, а также речевые и звуковые реакции. Фото - и киноаппараты, магнитофоны и всевозможные комбинации таких приборов помогают получить материал, который характеризует проявления эмоциональной жизни человека.

Второй источник получения материала об эмоциональных процессах —это данные высказываний человека о своих переживаниях и - эмоциональных состояниях. Принимая во внимание то, что в чувствах человека выявляется субъективное отношение личности к тем или другим явлениям действительности, что чувство переживается человеком, некоторым ученым представлялось, что единственным источником получения материала о чувствах являются лишь высказывания человека. Это не так. Однако нельзя и преуменьшать значения этого источника, а тем более его игнорировать, как это делали представители американской чисто «поведенческой» психологии (Уотсон).

Высказывания человека о своих переживаниях носят различный по своей значимости характер. Эти высказывания могут быть сделаны осознанно и могут носить непроизвольный характер. Они могут быть специально посвящены сообщению о своих переживаниях, чтобы поделиться ими с другими, а могут быть сделаны в связи с другими жизненными обстоятельствами. Они могут быть сделаны по ходу переживаний и могут носить характер воспоминания, которое более или менее отдалено по времени от реального переживания.

Часто суждения о характере эмоциональных состояний человека, его переживаниях опираются или на воспринятые симптомы, взятые изолированно, или лишь на высказывания человека о самом себе, взятые вне широкого психологического контекста. Необходимо заметить, что материал, получаемый из этих двух источников (взятых порознь или вместе), сам по себе еще не является тем, что может быть названо научным знанием. Мало помогает превращению его в научное знание, если даже такого характера материал относится не к одному человеку, а к некоторой статистической группе людей. Это еще только материал. Для того чтобы он превратился в данные, которые приобретают характер научного знания, он нуждается в серьезном анализе, в сопоставлении с целым рядом других моментов в поведении и действиях человека, т. е. он нуждается в настоящей интерпретации, подобно тому, как в такой интерпретации нуждается материал, фиксируемый приборами.

Мы встречаемся с широко распространенным среди некоторой части психологов мнением, что полученный путем наблюдения или в эксперименте новый факт или группа их являются уже научным знанием без того, чтобы они были осмыслены и вошли в систему положений науки. Но подобно тому, как историк на основе отдельных фактов должен восстановить картину исторических событий, вскрыть движущие силы, приведшие к ним, т. е. должен истолковывать эти факты, так и психолог должен, для того чтобы отдельные факты вошли в систему науки, подвергнуть их истолкованию.
Это надо учесть потому, что в ряде случаев мы встречаемся с упрощенным и недостаточно критическим подходом к фактическим данным, полученным из вышеупомянутых нами источников. Например, данные, полученные из опроса, охватывающего значительную статистическую группу людей (при некоторых тестах), могут оказаться убедительными лишь в том случае, если сам вопрос исследования был поставлен правильно и может дать верный, а не искаженный ответ и если самый ответ при этом может быть подвергнут анализу и истолкованию в свете более широких научных положений.

Мы можем вообще встретиться с отчетливым проявлением симптомов отдельного изолированно взятого переживания, которые кажутся очень ясными и бесспорными. Например, яркое выражение гнева, ярости, страха, восторга, замечаемое в особенно ясной форме у ребенка. Но наряду с этими это бывает гораздо чаще —перед нами проходит поведение человека в его сложном виде, когда в силу ряда причин и условий подавляется или маскируется то или другое выражение чувств. Человек скрывает свою привязанность к другому человеку, опасаясь его насмешки, или он подавляет свою неприязнь в силу тех или других причин. Динамика изменений чувства может также выступать в необычных формах. И для того чтобы вскрыть подлинный характер эмоциональных процессов, их содержания, силы, роли для личности, требуется анализ, сопоставление одних данных с рядом других данных, характеризующих человека вообще, требуется внесение поправок, объясняющих возникшие психологические отклонения и т. д.

Такого же рода критическое отношение должно быть и к сообщениям человека о своих переживаниях. В ряде случаев такое сообщение может адекватно передать действительное положение вещей, и нам ясны будут обстоятельства, при которых переживание возникло. Однако мы встречаемся с такими случаями, когда сообщение человека о своих чувствах не передает всей реальной картины переживания. Мы опускаем при этом те случаи, когда он намеренно, в силу каких - то соображений, хочет ввести окружающих в заблуждение по поводу своих чувств. Речь идет о другом —он стремится сообщить о том, что он на самом деле переживает, и вместе с тем может в этом ошибаться и прежде всего ошибаться в оценке силы переживания, а также значения данного чувства для его личности. Человек может ошибаться и в причинах возникновения данного переживания, а также в характере своих стремлений, которые вызвали у него именно такое переживание. Поэтому его сообщения нуждаются в проверке, в сопоставлении с другими материалами, характеризующими его облик и поведение в подобных случаях, в ситуациях, отличных от данной, и т. д. Иначе говоря —они нуждаются в соответствующем истолковании. Все это служит подтверждением положения о том, что получаемые факты, относящиеся к эмоциональной жизни человека, для того чтобы они приобрели характер научных данных, должны стать предметом анализа и интерпретации.

В первую очередь важно, чтобы эти факты были достоверными, а во - вторых, чтобы они были достаточно значимыми. Приемы научного исследования и ставят своей целью прежде всего получать проверенные факты, а затем дать им верное истолкование при правильном научном методе их изучения.
Но для того чтобы иметь правильное суждение о том, в какой мере адекватны существующие приемы научного исследования эмоциональной сферы и могут ли они в настоящее время дать в полной мере ответ на те вопросы, которые ставит перед психологией жизнь, существенно отдать себе отчет в том, какие стороны эмоциональной сферы человека подлежат научному исследованию.

Для установления качеств и особенностей, присущих чувствам человека, для вскрытия тех закономерностей, 280 которые характеризуют их течение, а также для того, чтобы иметь обоснованное суждение о том, в какой мере то или иное чувство входит как существенный компонент в психическую жизнь целостной личности, необходимо прежде всего найти научные пути для изучения реального переживания, которое человек испытывает в то или другое время. В реальном, непосредственно переживаемом чувстве нас интересует прежде всего его сила, интенсивность, а также степень захвата переживанием всего сознания человека в течение определенного времени.

В чем может проявляться такое переживание, имеющее различные градации начиная от слабого чувства и вплоть до яркого аффекта? Это может сказываться в вегетативных изменениях организма, в выразительных движениях, в характере всего поведения человека в целом (отсутствие у него внимания к обычным раздражителям, забывание привычных действий и движений, изменения в моторике, в регулировании своих действий и в его словесных реакциях). Существенным для изучения чувств является не только выяснение интенсивности испытанного переживания, но и выяснение того, что оно внесло в психическую жизнь человека. А это предполагает установление того, в какой мере оно отличается глубиной, в какой мере оно вошло в жизнь человека, т. е. каково «последействие» пережитого реального чувства. Это последействие может сказываться в изменении настроения, "изменении поведения", в появлении новых склонностей, симпатий и антипатий, в образовании нового эмоционального отношения к какой - то группе явлений жизни. При исследовании этой стороны чувств возникает вопрос о критериях для суждений, о их обоснованности и вопрос о степени надежности таких критериев. Уже постановка вопроса о последействии чувства показывает, что изучение одной лишь эмоциональной сферы (вне более сложного контекста всей личности) мало что может дать для правильного научного ответа.

Но нельзя забывать, что изучение непосредственно возникающих реальных переживаний является только одной стороной эмоциональной жизни человека, а есть еще другая и при этом более важная сторона. Мы уже говорили, что термин «чувство» употребляется в двух смыслах: как кратковременное переживание и как устойчивое, эмоциональное отношение, которое проявляется в различного рода переживаниях. И вот возникает вопрос о путях и методах изучения эмоционального отношения. Живой человек, находящийся в сложной системе отношений с окружающим его миром, обществом, людьми,это существо, имеющее определенные потребности, желания, устремления, целиИ живой человек характеризуется наличием целого ряда видов эмоционального отношения к различным сторонам действительности.

Можно (не ставя перед собой задачу исчерпать наиболее существенные явления действительности, делающиеся объектом эмоционального отношения) в порядке простого перечисления назвать те явления, которые становятся объектом чувств человека. И это сразу даст представление о многообразии видов чувств, которые реальный человек испытывает.
Что же из окружающей действительности в силу обстоятельств жизни человека с его сформировавшимися потребностями, его жизнью среди людей в обществе затрагивает его эмоционально, становится объектом его эмоционального отношения?

Это семья (и отношения в ней);существо другого пола;товарищи (в учении, спорте, работе);материальное благополучие (жилье, питание), деньги;положение в обществе (понятом как узкая среда и в более широком смысле);работа (сама работа в ее особенностях и свойствах, коллектив, в котором эта работа протекает);собственный внешний вид;одежда;отношение к детям, к старикам, к больным, к еде, к книгам, спорту, искусству, к технике, к различным профессиям, к различным народам, к религии, к суевериям, к общественным деятелям, деятелям искусства, науки, техники, спорта, отношение к своему здоровью, лечению, к природе (море, горы, лес, реки), к путешествиям, отношение к родному краю, к городу, к стране в целом, к родине, к государству, к законам, к нравам, правилам поведения и т. д.

Нами перечислены некоторые существенные объекты действительности, которые в определенные моменты жизни человека делаются предметом его эмоционального отношения.
Мы еще ничего.не сказали о характере самого эмоционального отношения, а ведь оно может характеризоваться прежде всего своей интенсивностью, устойчивостью и неустойчивостью;это может быть мало выраженное и, наоборот, страстное отношение;оно может быть положительно окрашенным и отрицательно окрашенным.

Несомненно, что не все перечисленные объекты действительности являются предметом устойчивого эмоционального отношения человека. Некоторые из них являются для конкретного человека относительно безразличными, они порождают слабые и эпизодические чувства и притом в определенных обстоятельствах жизни. Другие же объекты являются очень небезразличными для него, порождают сильные переживания, являются предметом устойчивого чувства.

И если удалось бы вскрыть, какова та совокупность наиболее существенных объектов действительности, которые «затрагивают» человека определенной среды и воспитания, если удалось бы вскрыть, какова степень силы и устойчивости эмоционального отношения человека к разным явлениям действительности и какова дифференциация в характере силы и устойчивости этого отношения (в зависимости от самих объектов), то мы получили бы отчетливое представление о мире чувств личности. А если нам удастся проследить изменение разных видов эмоционального отношения человека в связи с изменениями процесса его жизни и его связей с окружающим, то мы получим представление и о динамике чувств человека.

Иначе говоря, выяснение того, какие виды эмоционального отношения наиболее значимы для человека (утрата каких людей, предметов, окажется, например, для него наиболее существенной), выяснение того, какова степень укорененности определенных чувств в его личности даст нам представление об особенностях его эмоциональной сферы.

Самое перечисление того обилия объектов, к которым человек проявляет небезразличное отношение, говорит о том, каковы трудности, стоящие перед исследованием эмоциональной сферы человека. Дело в том, что экспериментальные исследования в силу условий и организации эксперимента, требований к его точности могут затронуть только ограниченный круг вопросов среди многих существенных компонентов эмоциональной жизни человека. Поэтому если эксперименты проводятся вне определенного широкого замысла, имеющего отношение к личности в целом, то они и приобретают лишь ограниченное значение для познания эмоциональной сферы человека.

Отсюда следует: для того чтобы более адекватно подойти к изучению эмоциональной сферы, необходимо, во - первых, найти и отобрать наиболее «представительные» объекты действительности (в их системе), вызывающие отчетливое эмоциональное отношение у человека определенной среды, воспитания и возраста. Исходя из этого, можно в результате изучения увидеть, каков эмоциональный мир человека по его содержанию. А.во - вторых, надо уметь изучить самый характер и существо эмоционального отношения к каждому из этих объектов (и к их совокупности). Особенности эмоционального отношения и его сдвиги должны быть как бы «лакмусовой бумажкой», позволяющей судить о действительных чувствах человека как целостной личности. Но все эти задачи ставят вопрос о критериях, которые позволили бы с нужной .убедительностью судить о чувствах человека и их характере.

Можем ли мы сказать, что современное состояние методов и приемов изучения эмоциональной сферы человека таково, что оно успешно преодолело те трудности, которые имеются в этой области исследования? Нет, такого ответа дать нельзя. Многое еще должно быть сделано.

Ставя вопрос о существующих путях и методах изучения эмоциональной сферы человека, важно отдать отчет в следующем. В зависимости от видов эмоций человека и характера тех целей, которые возникают при их изучении, различный характер носят и используемые приемы и методы изучения. Этим объясняется многообразие методов, применяемых в данном разделе психологии. В ходе ведущихся научных исследований этой сферы психики уже довольно отчетливо наметились те области ее, которые могут явиться и являются предметом научного изучения, дающего представление об эмоциональной жизни человека.

Перечислим эти области:

  1. Изменения вегетативных функций во время тех или других эмоциональных состояний (изменения дыхания, кровообращения, секреторной деятельности, биотоков тела, мозга и т. д.).
  2. Изменения мимики, пантомимики, голосовой мимики во время переживаний разного характера и разной степени интенсивности.
  3. Изменения поведения человека в целом: изменения в характере его деятельности, в способе ее осуществления, особенности его реакций на определенные воздействия (на людей и их поступки, на предметы, окружающие его, на события общественного характера и т. д.) в связи с появлением у него чувств той или другой сложности (при учете особенностей его личности —нормальной или же с патологическими отклонениями).
  4. Изменения в эмоциональной жизни, раскрываемые в высказываниях человека о самом себе, т. е. данные о характере и содержании его переживаний в определенный отрезок времени (его нравственные, эстетические, праксические и другие чувства), данные о его эмоциональном отношении к тем или другим явлениям жизни, выявленные осознанно или непроизвольно, в словах.

Особой областью изучения становится вопрос о характере понимания человеком эмоциональных состояний, чувств других людей (особенности такого понимания, его ошибки, условия обоснованности понимания), выразившиеся в его действиях и словесных реакциях.

Нами были названы те области изучения психики, которые в процессе развития науки более или менее определились. Само собой разумеется, что в процессе научного исследования могут подвергаться изучению факты одновременно из нескольких названных областей, могут применяться методы, которые охватывают данные из целого ряда названных нами разделов.

Как же изучаются эти области, какие применяются в них методы исследования, каковы границы их использования, каково значение получаемых данных для научной теории —вот вопросы, которые требуют ответа. В этой связи мы и хотим систематизировать те формы и приемы изучения эмоциональной жизни человека, которые применяются в целях получения научно обоснованных данных.


Comments are closed.