Новгородская земля реферат | MorevOkne.ru
http://morevokne.ru/

Новгородская земля реферат

Новгородское княжество (Новгородская земля) — одно из крупнейших территориально-государственных образований в истории восточной Европы. Новгородская земля находилась на северо-западе и севере Руси. С Новгородской земли началась древнерусская государственность под властью династии Рюриковичей. В период упадка Древнерусского государства Новгородская земля развивалась как самостоятельное русское государство и входила в Ганзейский союз, однако в дальнейшем, в ходе политики «собирания земель», Господин Великий Новгород вошёл вместе с землями в состав Русского централизованного государства. Новгородская земля просуществовала до 1708 года с центром в городе Новгороде.

В период наибольшего развития доходила на север до Белого моря, а на востоке распространялась за Уральские горы. Охватывала почти весь современный северо-запад России.

Основные земли Великого Новгорода были расположены вокруг озера Ильмень. Далеко на север простирались новгородские владения - за Белоозером, Онегой, по Северной Двине и на Северном Урале.

Жители новгородской земли занимались земледелием, ремеслами, охотой на пушного зверя, ловили рыбу, добывали соль.

Столица Новгородской земли - древнейший русский город Великий Новгород стоял на важнейшем торговом пути из Руси в страны Прибалтики и Западной Европы. Он был расположен на берегах реки Волхов, которая делила его на две части. Правая сторона называлась Торговой: там располагались лавки и рыночная площадь. На левой стороне возвышался величественный Софийский собор и находились дома богатых новгородских бояр.

План Новгорода старинный рисунок

План Новгорода старинный рисунок

Классовый состав населения Новгородского княжества

Бояре - крупные землевладельцы - занимали господствующее положение в новгородском княжестве. Большие боярские имения были разбросаны по всей Новгородской земле. В них трудились такие же, как и в других княжествах, подневольные смерды подвластные землевладельцам - феодалам.

К боярам примыкали богатые новгородские купцы. Эта богатая верхушка из бояр и купцов называла себя «лучшими» людьми. Они и держали в своих руках управление Новгородской землей. У них в подчинении были крестьяне-смерды и новгородские ремесленники, грузчики, лодочники, лоцманы, чернорабочие при товарных складах – весь трудовой люд большого города, жившего кипучей жизнью. Хотя всех этих трудовых людей было куда больше, чем бояр и купцов, они назывались в Новгороде «меньшими» или «черными» людьми.

Торговля Новгорода

Изделия трудовых людей сбывались на шумном новгородском рынке. Тут продавалось множество мехов - собольих, куньих, беличьих, торговали серебром, воском, медом, льном, коноплей, моржовым жиром. Своего хлеба в Новгородской земле не хватало - его привозили из соседних земель.

За богатыми товарами в Новгород съезжалось множество купцов, как тогда говорили, «гостей». Немало было среди них и заграничных торговцев. Заморские «гости» привозили для продажи дорогое сукно, вина, медь, олово, сушеные фрукты, сладости. Немецкие купцы даже выстроили в Новгороде свой торговый двор, окруженный высоким острым частоколом. За оградой находились жилые дома, пивоварня, кухня, больница.

Приезжали в Новгород и восточные купцы: персидские, индийские, афганские.

Богатейшие новгородские купцы объединились в «товарищество» при церкви Ивана-на-Опоках. Там хранились новгородские весы: товары должны были взвешиваться за плату на этих весах - это приносило ивановским купцам большой доход.

 

Новгородское управление

Большую роль в управлении в Новгороде играло вече - общий сход всех самостоятельных хозяев - жителей города. Взрослые сыновья, еще не отделившиеся от отца, не имели голоса на вече. Женщины туда тоже не допускались.

Собиралось вече обычно на Торговой стороне по звону новгородского вечевого колокола. Оно обсуждало важные политические вопросы, объявляло войну, заключало мир. Подсчета голосов не было, большинство определялось по силе крика.

Вече выбирало главного правителя Новгорода - посадника. Он возглавлял управление и суд и избирался только из числа крупных бояр. Ему в помощь вече выбирало тысяцкого - начальника «тысячи» - новгородского ополчения (особого войска из новгородских горожан).

Большое значение имел в правительстве и новгородский архиепископ. Он был крупным землевладельцем и, кроме того, получал большие доходы от торговли. Архиепископ ведал казной и внешними сношениями Новгорода.

Вся эта верхушка составляла совет господ, который заправлял политикой Новгорода, часто только прикрываясь решениями веча.

В Новгороде был и князь. Но он не передавал новгородского княжения по наследству своему сыну: князя выбирали и приглашали в Новгород. Он был начальником войска и судьей. Судить он должен был только по новгородским обычаям. Права князя были ограничены: новгородцы запрещали ему покупать земли, вмешиваться в дела посадника. Он даже не имел права жить в самом Новгороде, а жил недалеко от него, в Городище. Даже сроки и места княжеской охоты были строго определены. Если князь не нравился Новгороду, вече прогоняло его, «указывало ему путь» из Новгорода.

 

Восстания «меньших» людей

В Новгороде часто бывали восстания «меньших» людей против «лучших». Иногда собирались два веча: одно - на Торговой стороне, другое - на Софийской. Громко звонили колокола в двух концах города. Враждебные веча сходились на мосту через Волхов, и происходила жаркая схватка. Противников перекидывали через перила и топили в Волхове, иногда даже «разметывали» мост. «Черные» люди захватывали и делили имущество «лучших».

В XIII и XIV вв. в Новгороде произошло около полусотни восстаний «меньших» против «лучших».

Из берестяной «тетради» новгородского школьника Онфима:

Мальчик упражнялся в написании букв и рисовал забавных человечков. На одном из рисунков мальчик изобразил себя в виде всадника, поражающего врага, а рядом написал свое имя «Он-фиме».

В борьбе с боярством ремесленное население Новгорода отвоевало некоторые права. Жители «концов» (районов) города избрали свое самоуправление.

 

Культура Новгорода

Много различных ремесел было в Новгороде: железоделательное, плотницкое, кожевенно-обувное, ювелирное и другие. Целые районы города были заселены ремесленниками.

Археологические раскопки свидетельствуют о больших успехах судостроения: строили не только лодки, но и крупные корабли, способные совершать дальние плавания.

В древнем Новгороде была широко распространена художественная резьба по дереву и кости. Высокого мастерства достигли ювелиры в технике перегородчатой эмали. На золотую или серебряную пластинку наносили рисунок припаянными к ней тонкими золотыми проволочками-перегородками. Образовавшиеся таким образом ячейки заполнялись разноцветной эмалью. Яркие краски эмали сохранились до наших дней.

Новгородские улицы начиная с X в. покрывали деревянными мостовыми (а в Париже, например, они появились лишь в XII в.). На некоторых новгородских улицах археологи обнаружили до 25 рядов лежащих друг на друге мостовых. Специальные деревянные трубы для стока воды прокладывались под землей и осушали почву.

Новым доказательством высокого развития культуры в Новгороде явились берестяные грамоты, которые сравнительно недавно обнаружили археологи во время раскопок. Берестяные грамоты писались многими людьми. Это показало, что грамотными были не только знатные люди, но и простые новгородцы - мужчины, женщины, дети.

Содержание берестяной грамоты:

Верхняя - письмо от мужа к жене: (новгородец просит жену прислать ему со слугой коня для разъездов, а заодно и забытую им дома рубашку). Нижняя грамота сообщает о смерти Бориса. Та же Настасья пишет: «Поклон от Ностасьи к господину, к моей к братьи. У мене Бориса в животе (в живых) нет. Как се господо мною попецалуете и моими детьми» (т. е. попечальтесь вместе со мной и с моими детьми).

Широкое распространение получило в Новгороде устное народное творчество. Здесь родились прекрасные былины об удалом купце Садко и о храбром молодце Василии Буслаеве.

В былине о Садко рассказывалось о богатствах Новгорода и его купцов, о бурных спорах на вече, о приключениях Садко в подводном царстве.

По всей Руси шла слава о неповторимой красоте архитектурных сооружений Новгорода.

В середине XI в. здесь был построен Софийский собор. Пять золоченых куполов, напоминающих гигантские шлемы, покоились на круглых основах - барабанах. Стены строгие, без лишних украшений, только прорезанные нишами окон.

Софийский собор в Новгороде

Софийский собор в Новгороде

Несколько позже была построена однокупольная церковь Спаса-на-Нередице. Этот храм особенно славился фресковой живописью, которая сплошь покрывала его внутренние стены. В годы Великой Отечественной войны этот замечательный памятник искусства был разрушен фашистами. Теперь здание храма восстановлено.

Строгость и простота форм, отсутствие внешних украшений - характерные черты новгородского зодчества.

Как новгородцы изгнали князя Всеволода

Ниже приведен (в переводе на наш современный русский язык) отрывок из «Новгородской первой летописи». В скобках даны пояснительные слова и цифры.

В 1136 году новгородцы созвали псковичей и ладожан и порешили (на вече) изгнать князя своего Всеволода;посадили его на епископский двор, с женой, детьми и тещей, месяца мая 28, и стража с оружием сторожила его день и ночь, 30 мужей ежедневно. Сидел он 2 месяца, и отпустили его из города 15 июля, а приняли его сына Владимира. А вот в чем обвиняли его: не бережет смердов, зачем захотел сесть в Переяславле, бежал с поля битвы впереди всех;а больше и прежде всего, велел нам к (князю) Всеволоду присоединиться, а потом велит отступить.

Не пустили его, пока не придет другой князь.

История новгородской земли

Древнейший период (до 882 года)

Новгородская земля была одним из центров образования Древнерусского государства. Именно в Новгородской земле начала княжить династия Рюриковичей, и возникло государственное образование, получившее в историографии названия Новгородская Русь, Верхняя Русь, Поволховская Русь, от которого принято начинать историю русской государственности.

В составе Киевской Руси (882—1136)

В конце IX — начале X века (в летописной датировке в 882 году) центр государства Рюриковичей перемещается из Новгорода в Киев. В X веке Ладога подверглась нападению норвежского ярла Эрика. В 980 году новгородский князь Владимир Святославич (Креститель) во главе варяжской дружины свергнул киевского князя Ярополка. В 990-х Новгород отказался принять христианство, и встал за свою веру c волхвом верховным над славянами Богумилом Соловьём и Угоняем тысяцким. Новгород насильно с нечеловеческой жестокостью «огнём да мечом» был крещён : были убиты многие новгородцы , а весь город сгорел . В 1015—1019 годах новгородский князь Ярослав Владимирович Мудрый свергнул киевского князя Святополка Окаянного.

В 1020 и в 1067 году Новгородская земля подверглась нападению полоцких Изяславичей. В это время наместник — сын киевского князя — ещё обладал большими полномочиями. В 1088 году на княжение в Новгород Всеволод Ярославич прислал малолетнего внука Мстислава (сына Владимира Мономаха). В это время появился институт посадников — соправителей князя, которых избирала новгородская община.

Во втором десятилетии XII века Владимир Мономах предпринял ряд мер по усилению позиций центральной власти в Новгородской земле. В 1117 году без учёта мнения новгородской общины Мстислав был отозван отцом на юг, а на новгородский престол посажен князь Всеволод Мстиславич. Некоторые бояре выступили против подобного решения князя, в связи с чем они были вызваны в Киев и брошены в тюрьму.

После смерти Мстислава Великого в 1132 году и углубления тенденций политической раздробленности новгородский князь лишился поддержки центральной власти. В 1134 году Всеволод был изгнан из города. Вернувшись в Новгород, он вынужден был заключить «ряд» с новгородцами, ограничивающий его полномочия. 28 мая 1136 года в связи с недовольством новгородцев действиями князя Всеволод был заключён под стражу, а вслед за тем изгнан из Новгорода.

Республиканский период (1136—1478)

В 1136 году после изгнания Всеволода Мстиславича на Новгородской земле установилось республиканское правление. Первым самостоятельно призванным новгородцами князем стал Святослав Ольгович, младший брат Всеволода Черниговского, главного союзника Мстиславичей и соперника тогдашнего киевского князя, Ярополка из Мономаховичей. Как правило, представитель одной из двух враждующих княжеских группировок приглашался в Новгород либо сразу после занятия его союзниками ключевых позиций в Южной Руси, либо перед этим. Иногда новгородцы помогали своим союзникам занять эти позиции, как, например, в 1212 году.

Наибольшую угрозу новгородской независимости представляли владимирские князья (добившиеся усиления личной власти в своём княжестве после разгрома старого ростово-суздальского боярства в 1174—1175 годах), поскольку в их руках был эффективный рычаг воздействия на Новгород. Они несколько раз захватывали Торжок и перекрывали подвоз продовольствия из своих «низовых» земель.

Новгородцы также предпринимали походы в Северо-Восточную Русь, в частности, ещё под руководством Всеволода Мстиславича 26 января 1135 года бились у Жданой горы, а в 1149 году вместе со Святополком Мстиславичем разорили окрестности Ярославля и ушли из-за весеннего паводка, также в рамках борьбы против Юрия Долгорукого.

В 1170 году, сразу после взятия Киева войсками Андрея Боголюбского и его союзников, суздальцы предприняли и поход на Новгород, в котором находился Роман Мстиславич, сын изгнанного из Киева князя. Новгородцам удалось выиграть оборонительное сражение и отстоять свою независимость, противник понёс огромные потери пленными. В 1216 году, когда брат владимирского князя Ярослав организовал экономическую блокаду Новгорода, новгородцы при помощи смоленских князей вмешались в борьбу за власть между суздальскими князьями, в результате которой владимирский князь был свергнут. Однако, в начале XIII века немецкие католические ордена (Орден меченосцев и Тевтонский орден) завершили подчинение прибалтийских племён, ранее плативших дань Новгороду и Полоцку, вышли на границы собственно русских земель. Псков и Новгород для успешной борьбы против них стали нуждаться в союзнике, готовом оказать военную помощь в случае необходимости. Но помощь не всегда приходила вовремя, как из-за удалённости Владимира от северо-западных границ Руси, так и из-за разногласий между новгородской знатью и владимирскими князьями. Более опасное положение Пскова порождало разногласия между псковичами и новгородцами. Псковичи требовали от новгородцев и владимирцев либо решительных успехов в прибалтийских походах, либо мира с Орденом. Псков часто принимал князей, изгнанных новгородцами.

Во времена монгольского нашествия на Русь новгородские земли подверглись разорению лишь частично (Волок Ламский, Вологда, Бежецк, Торжок). Главными причинами отказа монголов от похода на сам Новгород различные версии называют предстоящую весеннюю распутицу (после взятия Торжка 5 марта) либо высокие потери монголов на более ранних этапах похода, в борьбе против Рязанского и Владимирского княжеств. 15 июля 1240 года Александр Ярославич одержал победу над шведами на Неве, 5 апреля 1242 — над тевтонцами на льду Чудского озера, а в 1257—1259 годах утвердил своё влияние в Новгороде, угрожая ему татарским погромом. В 1268 году тевтонцы были разбиты в ожесточённой Раковорской битве.

В начале XIV века за новгородское княжение развернулась борьба между тверскими и московскими князьями. Золотая Орда, стремясь не допустить заметного преимущества одного русского князя над другим, поддерживала в этой борьбе Москву, новгородская знать симпатизировала московским князьям. Попытка Михаила Тверского подчинить Новгород силой успеха не имела, поход был неудачным.

В 1326 году в Новгороде епископом Моисеем, посадником Олфромеем и тысяцким Остафием была подписана «Разграничительная (Рунная) грамота» о сферах влияния на Кольском полуострове с послом короля Норвегии, Швеции и Готов Магнуса VII Гаконом, по которой все права на земли Кольского полуострова отходили Новгородской республике.

Начиная с 1330-х годов, когда основными центрами русских земель стали Москва и Вильно, новгородцы стали призывать на княжение также и литовских князей. Юридически самостоятельность Пскова была утверждена в 1348 году (Болотовский договор).

По одной из версий, отражённой в первичных источниках, новгородцы участвовали в Куликовской битве в 1380 году.

В 1449 году Москва заключила с Великим княжеством Литовским договор, разграничивающий зоны влияния на Руси. В 1453 году в Новгороде был отравлен соперник московского князя Василия Тёмного Дмитрий Шемяка, а в 1456 году новгородцы вынуждены были заключить с Москвой Яжелбицкий мир, по которому полномочия московского князя в новгородских делах существенно расширились.

В 1470 году киевский митрополит Григорий Болгарин был признан вселенским патриархом Константинополя Дионисием VI, что ознаменовало собой отход православных Великого княжества Литовского от унии с католическим Римом. Новгородцы обратились к Григорию, чтобы тот прислал им нового архиепископа. В 1471 году войска Ивана III совершили первый поход на Новгород и одержали победу в Шелонской битве, а в 1478 году он был окончательно присоединён к Московскому княжеству.

В составе централизованного Русского государства (с 1478)

Покорив Новгород в 1478 году, Москва унаследовала его прежние политические отношения с соседями. Наследием периода независимости было сохранение дипломатической практики, при которой северо­-западные соседи Новгорода — Швеция и Ливония — поддерживали дипломатические отношения с Москвой через новгородских наместников великого князя.

В территориальном отношении Новгородская земля в эпоху Русского царства (XVI—XVII вв.) делилась на 5 пятин: Водскую, Шелонскую, Обонежскую, Деревскую и Бежецкую. Наиболее мелкими единицами административного деления в то время являлись погосты, по которым определялось географическое местоположение селений, производился подсчёт населения и их податного имущества.

Истопники информации:

Новгородская земля Википедия

Великий Новгород


Comments are closed.