Активация определяет и вероятность доступа к памяти, и скорость доступа. Сразу после обдумывания информации в долговременной памяти память актнвируется, но эта активность уменьшается с течением времени. Эксперимент Л офтус (Loftus, 1974) хорошо иллюстрирует это. Она изучала время, требующееся испытуемым на вспоминание хорошо знакомой информации о таких категориях, как фрукты Она предлагала испытуемым вспомнить примеры из данной категории, начинающиеся с определенной буквы. Например, испытуемые должны были вспомнить фрукт, начинающийся с буквы «п». Она обнаружила, что они тратили в среднем 1,53 с, выполняя это задание в первый раз. Затем, после изменения задержки, она просила испытуемых Вспомнить из той же категории другой объект, начинающийся с другой буквы. Так, она могла попросить испытуемого вспомнить фрукт, начинающийся с буквы «б». Она изменяла время задержки, проводя тесты на другие неродственные категории между двумя испытаниями на повторяющуюся категорию Например, при задержке на два пункта испытуемых могли попросить вспомнить фрукт, который начинается с «п», породу собак, которая начинается с «с», страну, которая начинает с «р», и затем фрукт, который начинается с «б». Изучая задержки без промежуточных объектов, с одним промежуточным объектам и с двумя промежуточными объектами, она обнаружила, что время вспоминания равно 1,21, 1,28 и 1,33 с соответственно. При первом тестировании испытуемые тратили 1,53 с на вспоминание второго примера. Таким Образом, мы видим значительное улучшение результатов относительно этого начального времени вспоминания, если категория повторно тестируется сразу, когда Информация об этой категории все еще активна в оперативной памяти. С увеличением задержки активация затухает, приводя к все большему увеличению времени вспоминания.
Уровень активации памяти определяют два фактора. Первый состоит в том, как давно мы использовали память, как в эксперименте Лофтус. Другой фактор состоит в тренировке Памяти. Эксперимент, проведенный в моей лаборатории (Anderson, 1976), показывает, как меняется скорость вспоминания в зависимости и от времени, прошедшего с момента обращения к памяти, и от частоты обращения к памяти. На первом этапе эксперимента испытуемые запоминали Информацию о местоположении различных людей. Например, они могли заучивать следующие предложения:
Моряк в парке. Адвокат в церкви.
Позже им предъявляли предложения и просили их сказать, было ли каждое из них среди заученных ими. Так, испытуемые могли увидеть предложение:
Моряк в парке.
Оно требовало положительного ответа. Отрицательные стимулы создавались такой рекомбинации людей и мест, которая не заучивалась. Например, испытуемым мог быть предъявлен следующий отрицательный тестовый стимул:
Моряк в церкви
Испытуемые не заучивали это предложение, и поэтому от них требовался отрицательный ответ. Так как они знали материал достаточно хорошо, чтобы почти все время отвечать правильно, нас интересовала только скорость, с которой он делали правильные оценки.