МИКРОЭКОНОМИКА | MorevOkne.ru
http://morevokne.ru/

МИКРОЭКОНОМИКА

ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Ключевые понятия: общая полезность, предельная полезность, кривая «доход—потребление», эффект замещения, эффект дохода, потребление, сбережение, общие издержки, постоянные издержки, переменные издержки, средние и предельные издержки, доход, прибыль, равновесие фирмы в краткосрочном периоде, равновесие фирмы в долгосрочном периоде.

РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ: СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Условия микроэкономического анализа. Экономический анализ спроса и предложения является универсальным средством, которое может быть применено к широкому кругу проблем. Условиями и основными понятиями микроэкономического анализа являются:

  • совершенная конкуренция;
  • система закрытого типа, в которой не учитываются макроэкономические процессы (инфляция и дефляция);
  • потребитель — продавец факторов производства и покупатель благ;
  • производитель — продавец благ и покупатель факторов производства, обладает технологией и предпринимательским фактором.

Совершенная конкуренция представляет собой тип рыночного механизма, основными характеристиками которого являются:

  • наличие большого числа фирм и большого числа покупателей, каждый из которых не в состоянии повлиять на рыночную ситуацию;
  • фирмы свободно варьируют объем продаж, принимая решение об объемах выпуска, соотносят свои издержки с ценой, которая является величиной заданной, отсутствует давление на выбор (вкус) потребителя;
  • свободный вход и выход из отрасли для продавцов и свободный доступ к любому виду продукции для покупателей;
  • продукция является однородной, дифференциация исключается;
  • полная информированность агентов о ценах и условиях продажи;
  • отсутствие трансакционных издержек;
  • полная мобильность факторов производства между фирмами отрасли.

Нарушение одной из характеристик ведет к несовершенной конкуренции.

Модель спроса и предложения

В данной модели рассматривается рыночный механизм, т.е. субъекты, предъявляющие спрос и осуществляющие предложение, результатом взаимодействия которых является установление цены на благо. Выделяют три вида агрегирования рынка: индивидуальный, отраслевой и национальный.

Спрос количество блага определенного вида, которое готов приобрести потребитель при данном уровне цен и прочих равных условиях.

Между ценой товара и количеством проданного товара существует обратная связь: чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы купить покупатели, тем выше на него спрос. Зависимость количества проданных благ от уровня цен может быть изображена графически (рис. 4.1). Эта зависимость получила название закон спроса.

Кривая спроса

Рис. 4.1. Кривая спроса

Кривая спроса линия, показывающая, какое количество экономического блага готовы купить покупатели по разным ценам в данный момент времени. Она характеризует состояние цен и объема покупок в определенный момент времени и имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене.

Функция спроса — функция, определяющая величину спроса в зависимости от влияния на него различных факторов. Важнейшим из них является ценовой фактор (цена на единицу блага в данный момент). Изменение цен означает движение по кривой спроса. В общем виде

где D — спрос; Q — количество проданного товара; р — цена товара.

На спрос влияют не только цены, но и неценовые факторы: доходы потребителя;вкусы и предпочтения;ценовые ожидания;цены товаров-субститутов и комплементарных товаров;количество покупателей и др.

Спрос является функцией всех этих факторов:

гдеps — цена на товары-субституты; рс — цена на комплементарные товары;/ — доход; S — вкусы покупателей; О — ожидания; М — мода; W — внешние эффекты; N — количество покупателей; В — прочие факторы.

Эти факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево (рис. 4.2). Например, увеличение денежных доходов потребителей (при отсутствии инфляции) означает повышение спроса — сдвиг кривой спроса вправо.

Рост цен на товар, который является субститутом данного товара, повышает спрос на данный товар. Наоборот, повышение цен на комплементарное благо сокращает спрос на данное благо. На изменение спроса влияют и вкусы потребителей, однако их влияние порой довольно трудно определить однозначно.

Предложение (6) — количество блага определенного вида, которое готов продать производитель при данном уровне цен и прочих равных условиях. Зависимость величины предложения от цены — прямая: чем выше цена, тем больше товара (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы. Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения. Зависимость количества произведенных благ от уровня цен может быть изображена графически (рис. 4.3).

Сдвиг кривой спроса

Рис. 4.2. Сдвиг кривой спроса

Кривая предложения — линия, показывающая, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене.

Кривая предложения

Рис. 4.3. Кривая предложения

Функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов. Изменение цены (ценовой фактор) означает движение по кривой предложения.

В общем виде

где S — величина предложения.

В действительности на предложение блага влияют не только цены самого блага, но и неценовые факторы: цены факторов производства (ресурсов);технология;ценовые ожидания агентов рыночной экономики;размер налогов и субсидий;количество продавцов и др.

Величина предложения является функцией всех этих факторов:

где рг — цены ресурсов; К — характер применяемой технологии; Т — налоги и субсидии; N — число продавцов.

Например, повышение цен на факторы производства означает сокращение предложения, т.е. сдвиг кривой предложения влево вверх. Наоборот, в случае понижения цен на факторы производства произойдет увеличение предложения, что приведет к сдвигу кривой вправо вниз (рис. 4.4).

Сдвиг кривой предложения

Рис. 4.4. Сдвиг кривой предложения

В условиях неразвитой рыночной экономики цена предложения может значительно превышать цену спроса, а объем предложения не соответствовать объему спроса.

В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и предложения, что приводит к равенству их объемов.

Взаимодействуя, спрос и предложение определяют равновесный уровень цены и равновесные решения производителей и потребителей тогда, когда рыночная цена гарантирует равенство решений производителей и потребителей (спрос равен предложению).

Равновесная цена — цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

Выделяют следующие состояния рынка (рис. 4.5):

  • равновесное — точка Е (рЕ, 0Е);
  • неравновесное — дефицит (р <рЕ, QD > Qs) избыток (р >рЕ;

Qd ^ Qs)-

В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители, поскольку цена равновесия обычно ниже максимально предлагаемой потребителями цены и выше минимальной цены, которую могли бы предложить фирмы.

Рыночное равновесие

Рис. 4.5. Рыночное равновесие

Излишек потребителя — разность между максимальной ценой, которую готов заплатить потребитель за единицу блага, и фактической ценой, которую он заплатил. Графически излишек потребителя можно изобразить как площадь треугольника ОСЕ (рис. 4.6).

Излишек потребителя и излишек производителя

Рис. 4.6. Излишек потребителя и излишек производителя

Излишек производителя — разность между фактической ценой, которую производитель получает за единицу блага, и минимальной ценой, по которой он готов продавать. Разница между общей выручкой (площадь прямоугольника ОВЕС) и совокупными издержками (площадь треугольника АВЕ) и составляет излишек производителя (площадь трапеции ОАЕС) (см. рис. 4.6).

Важную роль в изучении возможных реакций со стороны экономических агентов на изменение цены играет понятие эластичности.

Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены.

Формула эластичности спроса

Спрос называют эластичным, когда Edp> 1 (это означает, что спрос изменяется быстрее цены), и неэластичным (жестким), когда Edp < 1, т.е. спрос изменяется медленнее, чем изменяются цены (рис. 4.7).

Факторами, влияющими на эластичность спроса, являются:

  • наличие заменителей: чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар;
  • время принятия решений;
  • удельный вес товара в бюджете потребителя (обычно, чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса);
  • степень необходимости товара: спрос на предметы роскоши эластичен.

Понятие ценовой эластичности аналогично и для предложения. Эластичность предложения зависит от времени принятия решений производителями и возможности хранения блага (чем меньше срок годности блага, тем жестче предложение).

Важное значение понятие «ценовая эластичность» имеет для определения экономической политики фирм и правительства. Это наглядно видно на примере налоговой политики государства (рис. 4.8). При введении государством налога на единицу товара кривая предложения S смещается влево вверх (до S'). Сумма налога распределяется между потребителями и производителями, а также включает чистую потерю для общества. В случае эластичного спроса большая часть налога выплачивается производителями, при неэластичном спросе — потребителем.

В модели спроса и предложения мы не рассматривали причины отрицательного наклона кривой спроса и положительного наклона кривой предложения, а также условия их формирования, т.е. не учитывали процесс выбора. В экономической теории для изучения этих вопросов используется математический аппарат, позволяющий решать двойственные задачи (максимизация выгод при минимизации затрат), и функции нескольких переменных, что нашло отражение в модели выбора потребителя и модели выбора фирмой оптимального объема производства.

Графики абсолютно эластичной (о) и абсолютно неэластичной (б) зависимости количества товара от цены

Рис. 4.7. Графики абсолютно эластичной (о) и абсолютно неэластичной (б) зависимости количества товара от цены

Распределение налогового бремени

Рис. 4.8. Распределение налогового бремени


Comments are closed.