ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ | MorevOkne.ru
http://morevokne.ru/

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Ключевые понятия', национальная безопасность, национальная сила, экономическая безопасность, угрозы экономической безопасности, критерии экономической безопасности, индикаторы экономической безопасности, пороговое значение индикатора.

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И НАЦИОНАЛЬНАЯ СИЛА ГОСУДАРСТВА

Человеческое общество представляет собой сложный социальный организм, состояние которого зависит от множества факторов. При определенных условиях они становятся источниками опасности, таящими в себе возможность причинения обществу ущерба, нарушения его жизненно важных интересов, а порой угрожающими и самому его существованию, т.е. представляют угрозу национальной безопасности. Обеспечение национальной безопасности осуществляют государственные органы. В России к ним относятся:

  • резидент Российской Федерации и органы, работающие при нем (под его руководством);
  • Федеральное собрание — Парламент Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) и его органы;
  • Правительство Российской Федерации и его органы;
  • Судебно-прокурорские органы Российской Федерации: Конституционный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ, Верховный суд РФ, Прокуратура РФ.

Нормативно-правовую базу обеспечения национальной безопасности России составляют прежде всего документы, регламентирующие деятельность и определяющие компетенцию перечисленных выше органов. Основополагающими специальными нормативноправовыми актами являются Закон РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности» и Указ Президента РФ «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» от 29 апреля 1996 г. № 608. В этих и ряде других документов заложены основы концепции национальной безопасности России.

Национальная безопасность представляет собой защищенность жизненно важных интересов, образа жизни и национальных ценностей граждан общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Концепция национальной безопасности России — это теоретическая модель официально признанных национальных интересов и приоритетов, существующих для них внешних и внутренних угроз и адекватных мер их оценки и защиты от них.

Ключевыми категориями концепции являются:

  • опасность — объективно существующая возможность негативного воздействия на социальный организм, в результате которого ему может быть причинен какой-либо ущерб, вред, ухудшающий его состояние, придающий его развитию нежелательную динамику или параметры (характер, темпы, формы и т.д.);
  • источники опасности — это условия и факторы, которые таят в себе и при определенных условиях сами по себе либо в различной совокупности обнаруживают враждебные намерения, вредные для здоровья свойства, деструктивную природу;
  • безопасность — состояние и тенденции развития защищенности жизненно важных интересов социума и его структур от внутренних и внешних угроз;
  • жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития граждан, общества и государства.

Национальная безопасность обеспечивается всем комплексом средств и методов, имеющихся у государства и составляющих его национальную силу.
Национальная сила — это совокупность условий и факторов, нейтрализующих или подавляющих источники опасности и обеспечивающих нормальное развитие общества. Данная категория является корреспондирующей категорией «национальная безопасность». Впервые ее ввели в оборот и разработали содержание японские ученые по заказу Национального управления экономического планирования страны в 1985—1986 гг.

В составе национальной силы государства они выделили три группы компонентов:

  • способность вносить вклад в международное сообщество;
  • способность к выживанию;
  • возможность силового давления.

Указанные компоненты были исчислены в виде индексов и агрегированы в общий, комплексный индекс «национальной силы» государства (табл. 12.1).

Индекс «национальной силы» государств за 1985-1986 гг., %*

Компоненты показателя «национальной силы»ЯпонияСШААнглияФРГФранцияСССР
Группа I. Способность вносить вклад в международное сообщество
1. Базовый потенциал5110014311435
1.1. Экономическая сила5010017341730
1.2. Финансовая мощь571001137И0
1.3. Наука и технологии4710013211379
2. Возможности реализации базового потенциала в мировом масштабе7798959410077
2.1. Валютно-финансовые ресурсы7281100798993
2.2. Консенсус по вопросам международной политики5452669610024
2.3. Способность эффективно действовать на международной арене6310067676762
Итоговая оценка6110043544550
Группа II. Способность к выживанию
1. Географические условия2410023716206
2. Численность населения51100232623117
3. Природные ресурсы8100643436103
4. Экономическая сила6210032582936
5. Оборонительные силы71001010И100

 

Компоненты показателя «национальной силы»ЯпонияСШААнглияФРГФранцияСССР
6. Национальная мораль1009888898396
7. Дипломатия и сотрудничество в области обороны10088958595178
Итоговая оценка56100524947119
Группа III. Возможность силового давления
1. Военная сила010033105786
2. Стратегические материалы и технологии5010011171659
3. Экономическая власть4310039363223
4. Дипломатические возможности2310058505197
Итоговая оценка2410035244270
Индекс комплексной «национальной силы» (средняя взвешенная оценка всех трех индексов)4710043424577

* Японская экономика в преддверии XXI века. М., 1991. С. 114—115.

Сравнительный анализ проводился за 1985—1986 гг. по следующим странам: Япония, США, Англия, ФРГ, Франция, СССР. При этом показатели одной из стран принимались за 100%. По первой группе компонентов индекс СССР составил 50% от США, по третьей группе — 70% от США. Индекс выживаемости СССР (вторая группа компонентов) превысил соответствующий показатель США и составил 119%, что обусловлено благоприятным географическим положением (206%), высокой численностью населения (117%), богатыми природными ресурсами (103%), дипломатическим фактором (178%) и оборонным потенциалом (паритет с США). Комплексный, агрегированный индекс СССР, рассчитанный как средняя взвешенная всех трех индексов, составил 77% от США.

Таблица 12.1 важна для концептуального осмысления национальной силы государства, обеспечивающей его национальную безопасность. Что же касается количественных оценок национальной силы России, то они нуждаются в серьезной корректировке с учетом современной ситуации и выработке на их основе соответствующих мер безопасности.

Исходя из анализа состава компонентов национальной силы государства можно заключить, что важнейшими среди них являются: экономическая сила, финансовая мощь, валютно-финансовые ресурсы. Логично утверждать, что и в системе национальной безопасности среди многих ее видов (военной, политической, экологической и др.) приоритетной, базисной является экономическая безопасность. Она и станет предметом дальнейшего рассмотрения.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Экономическая безопасность — это такое состояние экономики, гражданского общества и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов и ценностей, гармоничное, социально-направленное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов.

Существуют различные уровни экономической безопасности. Обычно выделяют экономическую безопасность страны, регионов, предприятий и личности. Такое деление возможно, однако логические ряды должны быть продолжены. Так, если брать территориальный признак, то следует вести речь об экономической безопасности страны, ее регионов и городов, районов (муниципальных образований). Если же выделяется предприятие (признак — уровень хозяйствования), то далее в этом ряду должны стоять отрасль (хозяйственный комплекс, например агропромышленный) и народное хозяйство страны. Что касается экономической безопасности личности, то естественным продолжением данного ряда, очевидно, следует считать семью и другие социальные общности людей (наемные работники, предприниматели, собственники и т.д.).
Может возникнуть необходимость деления и по другим основаниям. Но в любом случае основание деления должно быть единым, а ряд (группа) наиболее полным, по возможности исчерпывающим. Только при соблюдении данного требования возможно всестороннее изучение и эффективное решение исследуемой проблемы.

Объектом экономической безопасности является экономическая система общества, такая ее модель и состояние, которые в максимальной мере позволяют реализовать собственно экономические интересы личности, государства и общества и обеспечить материально-финансовую основу всех других видов национальной безопасности.

Экономические интересы, выступающие ядром экономической системы, а следовательно, и объектом экономической безопасности, представляют собой осознанные и адаптированные к ситуации экономические потребности. Они носят исторический характер и определяются уровнем развития производительных сил и экономических отношений. Значительное влияние оказывают на них природно-географические и территориальные условия, а также надстроечные факторы (политика, идеология, образование и др.).
Национальные макроэкономические (общественные) интересы России в современных условиях заключаются в следующем:

  • материально-финансовом обеспечении всех видов национальной безопасности (политической, военной, идеологической идр.);
  • выработке и последовательном осуществлении экономической политики, отвечающей интересам подавляющего большинства граждан;
  • обеспечении территориальной и политической целостности страны в целях сохранения единого экономического пространства;
  • сохранении гражданского мира на основе прекращения существующей практики приватизации и нарушения основополагающих прав граждан (право на труд, право на его оплату и т.д.), социальной переориентации реформ;
  • возрождении и развитии национальной экономики, ее структурной перестройке, поддержке отечественного производителя и обеспечении достойного жизненного уровня граждан;
  • восстановлении и развитии равноправных внешнеэкономических связей и сотрудничества, принятых между высокоразвитыми государствами;
  • развитии образования, науки, культуры как основы экономического роста и будущего процветания России.

Угрозы экономической безопасности (интересамРоссии — это условия и факторы, которые таят в себе и при определенных условиях проявляют враждебные намерения, действия. Они делятся на внутренние и внешние.

Внутренние угрозы экономической безопасности России:

  • политика внеэкономического перераспределения национального богатства и отчуждение трудящихся от средств производства, коррумпированность и криминализация экономики;
  • глубокая имущественная дифференциация населения, появление большой социальной группы с доходами ниже прожиточного минимума;
  • социально-экономическая незащищенность населения, безработица, нарушение основных прав граждан (право на труд, его справедливую оплату и пенсионное обеспечение), ограничение доступа к образованию, культуре, здравоохранению, ухудшение здоровья, сокращение продолжительности жизни, увеличение смертности;
  • утрата научно-технического потенциала, потеря завоеванных ранее позиций в ряде важнейших направлений научно-технического прогресса;
  • слабая эффективность мер по подъему производства, его структурной перестройке, превращение страны в сырьевой придаток мирового хозяйства;
  • несоответствующее угрозам экономическое обеспечение политической, военной, экологической и других видов национальной безопасности России.

Внешние угрозы экономической безопасности России:

  • существенная утрата внутреннего и внешних рынков товаров в пользу зарубежных стран;
  • высокий уровень внешнего долга и использование его кредиторами в качестве инструмента воздействия на принятие решений по ключевым экономическим и политическим вопросам;
  • слабый внешнеэкономический и валютный контроль, утечка финансовых средств за границу;
  • нарастание социально-экономической, научно-технической и технологической зависимости, превращение России в сателлита развитых стран.

Критерии экономической безопасности — это наиболее существенные признаки экономической системы, характеризующие ее состояние и выявляющие наличие или отсутствие угроз. Критерии, даже если они выражены количественными показателями, в основе своей являются качественными признаками, так как для экономической безопасности важны не сами показатели, а их пороговые значения, за пределами которых происходит качественное изменение объекта.

Порог — это граница, переходное состояние к иному качеству. Для выявления пограничных (переходных) состояний используются не любые, а лишь самые значимые из критериальных показателей. Они называются индикаторами, так как наиболее чувствительны к изменениям избранного для оценки экономической безопасности критерия.

ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПОРОГОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ИЗ НИХ

Экономика может характеризоваться множеством показателей. В таблицах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2001 г., например, использовалось более 300 показателей. Из них в качестве индикаторов Центром финансово-банковских исследований было отобрано 150 показателей, которые отвечают следующим критериям:

  • измеряют в количественном виде угрозы экономической безопасности;
  • обладают высокой чувствительностью и изменчивостью, а потому раньше других способны предупреждать о грозящей опасности;
  • имеют высокую степень взаимосвязи, которая отчетливо проявляется в момент опасности.

Основные индикаторы, которые широко используются в мировой практике для характеристики экономической безопасности страны, условно можно объединить в четыре группы: производственно-экономические, финансово-экономические, социально- экономические и политические.

  • 1. Производственно-экономические показатели:
    • валовой внутренний продукт — конечная стоимость всей совокупности товаров и услуг, произведенных за определенный период (обычно за 1 год) времени на территории данной страны, независимо от национальной принадлежности предприятий. Параллельно с ним используется такой показатель, как валовой национальный продукт, который включает в себя совокупную стоимость товаров и услуг всех национальных предприятий независимо от их местонахождения;
    • дефлятор ВВП — отношение номинального ВВП к реальному ВВП, выраженное в процентах. При этом номинальный ВВП исчисляется в текущих ценах, а реальный ВВП — в ценах базового периода;
  • чистый национальный продукт — ВНП за вычетом амортизационных отчислений;
  • национальный доход — чнп за вычетом косвенных налогов и государственных субсидий предприятиям;
  • использованный национальный доход — НД за вычетом потерь и внешнеторгового сальдо (чистый экспорт);
  • экономический рост — темп прироста реального ВНП, т.е. его увеличение (уменьшение) за определенный период, выраженное в процентах;
  • темп роста — выраженное в процентах отношение какого-либо экономического показателя в текущем периоде к его значению в базовом.
  • 2. Финансово-экономические показатели:
    • платежный баланс — соотношение между суммой платежей, полученных страной из-за границы, и суммой платежей, произведенных ею за границей за определенный период времени. Если платежей поступило больше, то баланс активный. Если больше уплачено за границу, то баланс пассивный;
    • государственный бюджет — план доходов и расходов государства;
    • дефицит бюджета — превышение расходов бюджета над его доходами;государственный долг — сумма дефицитов и избытков государственного бюджета за какой-то период;
    • инвестиции — вложения капитала в ценные бумаги (финансовые, портфельные) или в производство (реальные, прямые): валовые — общая сумма капитала, направленного в течение определенного периода времени на увеличение основного капитала и запасов;чистые — валовые инвестиции за вычетом амортизационных отчислений;
    • основные денежные показатели:

М0 — агрегированный показатель денежной массы, учитывающий наличные деньги в обращении;

М — включает в себя М0, а также счета населения в сбербанках до востребования, депозиты населения и предприятий в банках до востребования, денежные средства населения и предприятий на расчетных и текущих счетах;

М2 — представляет собой сумму Мх и срочных вкладов (до 100 000 долларов) в сбербанках;

М3 — отражает суммарную величину М2, депозитных сертификатов банков и облигаций государственного займа.

3. Социально-экономические показатели:

  • • уровень занятости — процент занятых (имеющих работу) в составе трудоспособного населения;
  • • уровень (норма) безработицы — отношение числа безработных к общей численности трудоспособного населения, выраженное в процентах;
  • • прожиточный минимум (физиологический и социальный) — стоимость минимального набора товаров и услуг, необходимых для удовлетворения физических потребностей (физиологический минимум), а также для обеспечения признанных обществом социальных и духовных запросов;
  • • уровень (порог) бедности — доля числа людей, имеющих доход ниже прожиточного минимума, в численности населения от 15 лет:
    • — верхний порог бедности — уровень доходов, не обеспечивающий социальные и духовные запросы;
    • — нижний порог бедности — уровень доходов, не обеспечивающий даже физиологический прожиточный минимум;
  • децильный коэффициент дифференциации доходов — соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых и 10% наименее обеспеченных граждан;
  • индекс потребительских цен — выраженное в процентах отношение стоимости потребительской корзины в текущем году к ее стоимости в базовом году;
  • темп (уровень) инфляции — выраженный в процентах темп прироста индекса потребительских цен за определенный период времени.
  • 4. Политические показатели: уровень легитимности власти. Пороговые значения рассмотренных показателей (индикаторов), т.е. их предельные величины, обеспечивающие безопасное состояние экономики, являются важным инструментом теоретического анализа, прогнозирования и выработки соответствующей социально-экономической политики. Мировой теорией и практикой в настоящее время выработаны пороговые значения многих показателей.

Данные о соотношении значений некоторых из них с фактическим положением дел в России по состоянию на середину 90-х гг. XX в. и начало XXI в. приведены в табл. 12.2 и 12.3.

Как следует из табл. 12.2, в России пороговые значения всех приведенных показателей в 1996 г. были превышены. Это явное свидетельство несостоятельности проводимой руководством страны в тот период социально-экономической политики.

Показатели, влияющие на экономическую безопасность России в середине 1996 г. (за базовый принят 1992 г.)1

Показатели по укрупненным группамЗначение
пороговоереальное
Группа I. Экономические показатели
1. Падение ВВП по отношению к базовому уровню, %30-40>50
2. Уровень продовольственной зависимости (доля потребляемых импортных продуктов питания), %30-3550
3. Доля в экспорте высокотехнологичной продукции, %10-151
4. Ассигнования на науку, в % к ВВП20,32
Группа II. Социальные показатели
1. Соотношение минимальной и средней заработной платы1:31:10
2. Децильный коэффициент (отношение доходов 10% наиболее богатых к доходам 10% наиболее бедных)10:115:1
3. Доля населения, живущего на пороге бедности, %1020-40
4. Уровень потребления алкоголя на человека в год,л814-18
5. Уровень безработицы (с учетом скрытой), %1013
6. Количество преступлений (в тысячах) на 100 тыс. населения56
7. Уровень депопуляции (количество рожденных к количеству умерших)100:100100:163
8. Количество психических патологий на 100 тыс. населения, ед.284280
Группа III. Политические показатели
Уровень легитимности режима (доля граждан, не доверяющих центральным органам власти),  %4060-65

Основы экономической безопасности. Государство, регион, предприятие, личность / под ред. Е. А. Олейникова. М., 1997.

Параметры пороговых значений и фактические данные экономической безопасности России[1]

Индикаторы экономической безопасностиПороговые значенияФактические данные
20002009199820002010
Сфера реальной экономики
Объем ВВП, млрд руб.600048 9054546645044 500
Среднегодовые темпы прироста ВВП, %6-7-5,3104
Ежегодная доля ВВП, выделяемая на национальную оборону, %332,62,43
Доля затрат на гражданскую науку, в % к ВВП1,520,260,260,4
Ежегодная доля ВВП, выделяемая на национальную оборону и государственную безопасность, %6-106
Инвестиции в основной капитал, в % к ВВП2525-3514,516,020
Доля инновационной продукции во всей отгруженной продукции, %15>301,751,624,8
Доля производства машин и оборудования во всей отгруженной продукции,%252021,722,117,3
Сбор зерна, млн тонн70100-11054,765,560,9
Отношение запасов полезных ископаемых к объему их добычи, %125>125
Социальная сфера
Средняя продолжительность жизни, лет (мужчин/ женщин)>75/8561/7261/73

 

Индикаторы экономической безопасностиПороговые

значения

Фактические данные
20002009199820002010
Среднее расчетное количество рождаемости на одну женщину>2,21,241,211,54
Соотношение численности людей пенсионного и трудоспособного возраста, %<4050
Средства на здравоохранение, образование и культуру, % ВВП>159,09,0
Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, в % ко всему населению7-10<623,328,912,5
Отношение средней пенсии к средней заработной плате, %>4037,931,237
Коэффициент фондов, раз84-713,813,916,8
Отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму, раз3,52,051,893,5
Уровень безработицы по методологии МОТ, в %5-8<412,913,37,5
Площадь жилья на одного жителя, кв.м>3018,819,222
Денежно-финансовая сфера
Объем золотовалютных резервов, млрд долл.40>25011,027,0479,4
Годовой уровень инфляции,

%

125<106184,4120108,8
Уровень монетизации экономики: М2 на конец года в % к ВВП50>5015,515,536,2
Уставный капитал банков, % к ВВП>105

 

Индикаторы экономической безопасностиПороговые

значения

Фактические данные
20002009199820002010
Сальдо федерального бюджета, % к ВВП
дефицит335,3-3,9
профицит<3<4-1,4-
Доля расходов на обслуживание и погашение государственного долга, в общем объеме расходов федерального бюджета, %2031,525,120,1
Внешнеэкономическая сфера
Доля импортного продовольствия, %25<2030
Отношение величины государственного внешнего и внутреннего долга, % к ВВП60<60
Внешний корпоративный долг к годовому объему экспорта, %<40
Сальдо внешнеторгового баланса, %
дефицит-<4---
профицит-<812,440,123,0

Вместе с тем по ряду важнейших показателей — индикаторов национальной безопасности — Россия продолжает оставаться в зоне опасности (см. табл. 12.3). Особую озабоченность вызывает нерешенность социальных проблем. Так, по данным Росстата, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, хотя и сократилось с 41,9 млн чел. в 2000 г. до 29,6 млн чел. в 2003 г., продолжала оставаться весьма значительной. Их доля в общей численности населения России в 2003 г. достигла 20,6%. Обратную желаемой, обеспечивающей приближение к пороговым значениям безопасности, имеет динамика коэффициента Джини, который с 0,395 в 2000 г. вырос в 2003 г. до 0,40 (приемлемый, по мнению ряда авторов, — 0,20—0,25), и коэффициента дифференциации доходов, увеличивающегося постоянно и достигшего в 2003 г. значения 14,3 раза. В этой связи были своевременными и весьма актуальными инициативы Президента РФ 2005 г., направленные на решение социальных проблем в России.

Наметившаяся динамика сохраняется в последние годы, несмотря на кризис. Кроме того, расширился перечень параметров экономической безопасности, позволяющий всесторонне оценить уровень внешних и внутренних угроз и степени защищенности национальной экономики:

  • расширены показатели по реальному сектору экономики, включающие расходы на национальную оборону и государственную безопасность, отношение запасов полезных ископаемых к их добыче;
  • увеличено число показателей социальной сферы — средняя продолжительность жизни, среднее расчетное количество рождаемости на одну женщину, средства на здравоохранение, образование и культуру, площадь жилья на одного жителя, отношение средней пенсии к средней заработной плате;
  • в результате финансового кризиса особое внимание уделено денежно-финансовой сфере, в которой представлены такие показатели как уставный капитал банков в процентах от ВВП, инвестиции коммерческих банков за счет заемных средств, инвестиции банков по государственным и гарантированным правительством обязательствам, объем кредитов в процентах к ВВП, невозвраты кредита в общем объеме потребительского и ипотечного кредитов, дневные колебания индекса фондового рынка, нерезиденты в совокупных активах банковской системы;
  • расширены показатели внешнеэкономической сферы по внешнему корпоративному долгу и сальдо внешнеторгового баланса.

В новом документе стратегического планирования, Доктрине продовольственной безопасности (п. 8 раздел II «Показатели продовольственной безопасности Российской Федерации и критерии их оценки»), в качестве критерия состояния продовольственной безопасности определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка с учетом переходящих запасов соответствующих продуктов, имеющий следующие пороговые значения:

  • зерна — не менее 95%;
  • сахара — не менее 80%;
  • растительного масла — не менее 80%;
  • мяса и мясопродуктов (в перерасчете на мясо) — не менее 85%;
  • молока и молокопродуктов (в перерасчете на молоко) — не менее 90%;
  • рыбной продукции — не менее 80%;
  • картофеля — не менее 95%;
  • соли пищевой — не менее 85%.

В отличие от «Доктрины продовольственной безопасности» «Стратегия экономической безопасности» — 20201 пороговых значений своих показателей не приводит. До настоящего времени нормативно-правового утверждения они не получили. Поэтому сравнение фактических индикаторов экономической безопасности России, США и Китая с их предельными (пороговыми) значениями в мировой практике представляется оправданным, а, возможно, и более объективным (табл. 12.4).

Таблица 12.4

Сопоставление фактических индикаторов экономической безопасности с пороговыми значениями экономической безопасности2

Название показателяПредельно-критическое значение в мировой практикеРоссия

(2012)

США

(2012)

Китай

(2012)

Объем ВВП, млрд долл.181,7202215 497,37743,1
Дефицит федерального бюджета, % к ВВП3,01,58,51,5
Доля расходов на оборону, % к ВВП3,04,44,42,0
Доля машиностроения и металлообработки в промышленности, %25,037,519,245,3
Валовой сбор зерна, млн т70,070,7Нет

данных

589,6
  1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537. [Электронный ресурс]. URL: http://www.scrf.gov.rU/documents/l/99. html.
  2. Шаманов А.С. Факторы, влияющие на экономическую безопасность России // Материалы VI Междунар. студ. электронной науч. конф. «Студенческий научный форум». [Электронный ресурс]. URL: http://www. sciencefomm.ru/2014/429/2951.
Название показателяПредельно-критическое значение в мировой практикеРоссия

(2012)

США

(2012)

Китай

(2012)

Доля инвестиций в основной капитал, % к ВВП25,022,014,845,7
Внешний долг, % к ВВП20,031,338,39,4
Уровень инфляции, %125106,6102,1102,6
Доля населения с уровнем дохода ниже прожиточного минимума, % ко всему населению10,011,015,113,4

Резюмируя все изложенное выше, можно сделать вывод о том, что при убедительной положительной динамике по многим показателям, по ряду важных индикаторов Россия продолжает оставаться в зоне опасности. Положение усугубляют новые угрозы, исходящие от ряда международных организаций в связи с событиями 2014— 2015 гг. в Украине.

  • [1] Сост. по: Данные Росстата;Сенчагов В.К. Обеспечение финансовой безопасности России в условиях глобализации // Вестник Российской академии естественных наук. 2011. № 3. С. 16.

НОВЫЕ УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В результате участившихся экономических кризисов, углубления процесса глобализации и проводимой США при поддержке Евросоюза политики насаждения угодного им миропорядка относительно стабильное положение в мире сменилось чередой «цветных революций» и угрожающим цивилизации размахом терроризма. Страны, не желающие мириться с таким положением, подвергаются политическому и экономическому давлению.

Из числа многих серьезных оппонентов курсу США и их сторонников в международной политике ответственной за провалы и сбои в ее реализации традиционно «назначается» Россия. И это вполне объяснимо ростом ее авторитета в мировом сообществе, базирующегося на внушающей уважение национальной силе государства и убедительном экономическом потенциале, уважении к национальным интересам государств с различным государственным устройством и вероисповеданием. Все это располагает к сотрудничеству с Россией и объединяет в рамках двухсторонних и многосторонних договоров с ней, а также союзов и организаций с ее участием многие страны.
Обеспокоенные консолидацией оппонентов своему курсу, США и Евросоюз всячески препятствуют этому. А поскольку консолидирующая роль России в данном процессе очевидна, постольку ее нейтрализация является для них основной задачей.

В наборе средств и методов борьбы они себя не ограничивают. В настоящее время особенно широко и активно используются подконтрольные им органы ряда международных организаций и клубов, решения и позиция которых прямо или косвенно влияет на общественное мнение, положение и имидж России. Примером тому могут служить события 2014—2015 гг. в Украине и их интерпретация в средствах массовой информации, в докладах и выступлениях на различных форумах, в решениях и рекомендациях государственных органов и международных организаций.

Прямым следствием этих событий и реакции на них США и Евросоюза являются санкции против России с их стороны. В январе 2015 г. Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) на своем заседании продлила санкции до апреля. Кроме того, российскую делегацию повторно лишили права голоса в ПАСЕ, а также возможности занимать руководящие посты в ряде органов Ассамблеи1.
Эти антироссийские решения направлены на поддержку террора киевских властей в отношении Донецкой и Луганской народных республик, отстаивающих демократические ценности. Их защитой в международном масштабе призвана занимается Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), основанная в 1975 г. в Хельсинки (Финляндия)[1] [2].

ОБСЕ — крупнейшая в мире межправительственная организация, в которую входят 57 государств, включая Россию. Основными направлениями деятельности организации, как указано в ее документах, являются политика и безопасность, экономика и защита окружающей среды, демократия и права человека.

Указанный статус и полномочия позволяют ОБСЕ занимать собственную позицию и принимать принципиальные решения по вопросам, отнесенным к ее компетенции. Именно такой подход является единственно допустимым во всех ситуациях.
Однако применительно к событиям 2014—2015 гг. в Украине он был нарушен: объективной оценки действиям сторон конфликта не дано, адекватных действий не последовало. Причиной тому стала позиция США и Евросоюза, преследующих свои интересы, препятствием на пути к реализации которых стоит Россия.

Располагая серьезным потенциалом влияния на мировое сообщество и используя ситуацию в Украине, США и их сторонники стремятся нейтрализовать Россию. В результате их усилий на фоне Украинских событий в негативную сторону изменилось отношение к ней в ряде международных организаций и форумов. Представление об этом дает исследование Центра научной политической мысли и идеологии, выполненное в 2014 г. на материалах американской исследовательской компании Pew Research Center[3].

В основу расчетов положен показатель, вычисленный как отношение разницы позитивных и негативных оценок стран-членов этих организаций, к числу стран, участвующих в опросе (страны СНГ в опросе не участвовали).

В Совете Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН) данные были взяты по странам, являющимся постоянными членами ООН (Великобритания, Китай, Россия, США, Франция), а также по странам, избираемым на двухлетний срок (в 2013 г. — Южная Корея, Пакистан, Аргентина;в 2014 г. — Южная Корея, Аргентина, Иордания, Чили, Нигерия). Если в 2013 г. баланс позитивных оценок России здесь был положительным, то в 2014 г. ухудшился более чем в 2 раза и стал отрицательным.

Международный клуб G8 «Большая восьмерка», переформатированный весной 2014 г. после исключения из него России в G7 «Большая семерка», объединяет лидеров крупнейших стран. Негативное отношение к РФ, существовавшее в клубе и в 2013 г., в 2014 г. увеличилось более чем в 6 раз.

Международный клуб G20 «Большая двадцатка» включает в свой состав правительства и глав центральных банков государств с наиболее развитыми и быстро развивающимися экономиками. В нем большей частью обсуждаются вопросы, касающиеся международной финансовой системы. И здесь отношение к России за год ухудшилось более чем в 3 раза.

При таком раскладе сил надеяться на поддержку в указанных организациях своей позиции, выдвигаемых инициатив и помощь в решении возникающих проблем России не приходится. Возникает необходимость расширения и упрочения связей с международными организациями дружественных стран, которые с пониманием отнесутся к обсуждаемым вопросам и предложат конструктивные решения. Одной из таких организаций, безусловно, является БРИКС — единственная из опрошенных в указанном выше исследовании, показавшая позитивную динамику. Положительная и в 2013 г. оценка России странами БРИКС в 2014 г. возросла более чем в 1,6 раза.

БРИК — аббревиатура международной ассоциации, включающей Бразилию, Россию, Индию и Китай. Учредительный саммит лидеров этих стран состоялся 16 июня 2009 г. в России (Екатеринбург), на котором была принята Декларация, призывающая к созданию справедливого, демократического и многополярного миропорядка. По некоторым источникам, инициатором этой коалиции был Президент РФ В.В. Путин.

Следует отметить, что «Большая двадцатка» (G-20) включает в себя все эти страны, а их потенциал, по некоторым оценкам, позволит БРИК к 2050 г. стать одной из четырех самых доминирующих экономик мира. Ассоциация ставит перед собой и политические цели, основной из которых является воздействие на позицию США по торговым соглашениям и важным политическим вопросам.

Все это побуждает многие страны к более тесному сотрудничеству с БРИК. В 2010 г. членство в нем получила ЮАР, в связи с чем изменилась аббревиатура ассоциации — дополнилась буквой «С», и она стала называться БРИКС.

БРИКС — это коалиция пяти стран, отличающихся своими большими, быстро растущими экономиками и значительным влиянием на региональных и глобальных рынках. По состоянию на 2013 г., их население составляло около 3 млрд человек, ВВП — 16,039 трлн долл., а величина комбинированных валютных резервов — 4 трлн долл. США.

Цели и основные направления совместной деятельности обсуждаются на ежегодных саммитах участников. Большое внимание, в частности, уделяется совершенствованию международной валютно-финансовой системы. Так, уже после первого саммита БРИК в Екатеринбурге страны-участницы заявили о необходимости введения новой глобальной резервной валюты «диверсифицированной, стабильной и предсказуемой». В продолжении этой темы на пятом саммите БРИ КС, проходившем в Дурбане (ЮАР) в марте 2013 г., его участники договорились о создании глобального финансового института, который бы конкурировал с МВФ и Всемирным банком.

Экономическая ситуация в России, в значительной мере отягощенная недружественной позицией к ней в связи с событиями в Украине США и Евросоюза, со всей очевидностью подтверждает правильность принятого БРИКС решения и требует его безотлагательной реализации. Шаги в этом направлении на уровне отдельных стран уже предпринимаются.

Из числа неучаствовавших в опросе тяготеют к России и располагают к более тесному и конструктивному сотрудничеству такие международные организации с ее участием, как ШОС, ЕврАзЭС, АТЭС.

ШОС — Шанхайская организация сотрудничества является евразийской политической, экономической и военной организацией, которая основана в 2001 г. в Шанхае лидерами Китая, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись членами Шанхайской пятерки, основанной в 1996 году. На шесть полноправных членов ШОС приходится 60% суши Евразии, а ее население составляет четверть населения мира.

Основополагающими документами ШОС являются: Договор об углублении военного доверия в приграничных районах (1996 г.);Договор о сокращении вооруженных сил в районе границы (1997 г.);Декларация о Шанхайской организации сотрудничества (2001 г.);Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве (КНР и РФ — 2001 г.);Хартия ШОС, определяющая цели, принципы, структуру и форму работы Организации (2002 г.).

ШОС является наблюдателем в Генеральной Ассамблее ООН, в Европейском Союзе, Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в Содружестве Независимых Государств и Организации исламского сотрудничества.

  • [1] Год без ПАСЕ. Российская газета. [Электронный ресурс]: URL: www.rg.ru30 января 2015 г.
  • [2] Хвыля-Олинтер Н. Россия в международных организациях: баланс меняется // Центр научной политической мысли и идеологии. [Электронный ресурс]. URL: http: //rusand.ru/events/rossija-v-mezhdunarodnyh-organizatsijah-balans-menjaetsja.
  • [3] Хвыля-Олинтер Н. Россия в международных организациях: баланс меняется // Центр научной политической мысли и идеологии. [Электронный ресурс]. URL: http: //rusand.ru/events/rossija-v-mezhdunarodnyh-organizatsijah-balans-menjaetsja.

Органы ШОС

Совет глав государства является высшим органом, принимающим решения. Он собирается на саммитах ШОС, которые проводятся каждый день в одной из столичных городов государств-членов. Совет глав правительств является вторым по значимости органом. Этот совет также проводит ежегодные саммиты, на которых его члены обсуждают вопросы многостороннего сотрудничества. Совет утверждает бюджет организации. Совет министров иностранных дел проводит регулярные встречи, на которых обсуждают текущую международную ситуацию и взаимодействие

ШОС с другими международными организациями. Совет национальных координаторов, как следует из его названия, координирует многостороннее сотрудничество государств-членов в рамках устава ШОС. Секретариат ШОС является основным исполнительным органом организации. Он служит для реализации организационных решений и указов, подготовки проектов документов (например, деклараций и программ), наделен функциями документарного депозитария для организации, организует конкретные мероприятия в рамках ШОС, а также способствует и распространяет информацию о ШОС. Он расположен в Пекине. Региональная антитер- рористическая структура (РАТС) со штаб-квартирой в Ташкенте является постоянно действующим органом ШОС, который обеспечивает сотрудничество государств-членов в борьбе против терроризма, сепаратизма и экстремизма. Глава РАТС избирается сроком на три года. Каждое государство-член посылает в РАТС постоянного представителя.
Отличительной чертой и наиболее привлекательной стороной этой международной организации является комплексный характер сотрудничества во всех важнейших и взаимосвязанных сферах жизнедеятельности государств. Умножение сил и комплексный характер их использования позволяет обеспечить наиболее оптимальное сочетание и эффективное использование экономических, политических и военных средств и методов решения поставленных задач в рамках ШОС.

Другой организацией, имеющей перспективы взаимовыгодного сотрудничества, является ЕврАзЭС. Все его члены — выходцы из СССР и участники СН Г, в силу чего их цели и задачи во многом совпадают, а наследственная общность проблем облегчает взаимопонимание и выработку оптимальных путей их решения.

ЕврАзЭС — Евроазиатское Экономическое Сообщество (ранее страны-участники Таможенного союза) было образовано 10 октября 2000 г. как экономическое и политическое объединение государств, основывающееся на принципах единой таможенной территории и наличия однотипного механизма регулирования экономик государств-участников. Членами Евроазиатского Экономического Сообщества (ЕврАзЭС) являются Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. Решается вопрос о принятии новых членов.
Формирование Таможенного союза и единого экономического пространства началось еще раньше — в соответствии с соглашениями о Таможенном союзе 1995 года, Договором об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях 1996 года и Договором о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве 1999 года. Все члены Евроазиатского Экономического Сообщества являются участниками Содружества Независимых Государств.

Целью ЕврАзЭС является ускорение процесса формирования Таможенного союза и единого экономического пространства, координация действий государств Сообщества при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему. Один из главных векторов деятельности организации — обеспечение динамичного развития стран Сообщества путем согласования социально-экономических преобразований при эффективном использовании их экономических потенциалов в интересах повышения уровня жизни народов.

Заметными вехами в деятельности ЕврАзЭС являются Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза (2007—2010 гг.) и Декларация о Евразийской экономической интеграции (2007—2012 гг.). Завершающим этапом этих шагов Декларацией предусматривалось создание к 2015 г. Евразийского экономического союза, как новой более совершенной формы интеграции входящих в ЕврАзЭС государств и привлечения новых членов.
На заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС глав государств в 2013 г. были подписаны соглашение и проект договора «О прекращении деятельности Евразийского экономического сообщества», а в 2014 г. — Договор о создании на его базе Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Договор вступил в силу 1 января 2015 г. Членами Союза стали Белоруссия, Казахстан и Россия, 2 января 2015 г. к нему присоединилась Армения, с 29 мая 2015 г. в его состав вошла Киргизия. Без учета последней, ЕАЭС охватывает территорию 20 229 248 квадратных километров (1-е место в мире) с численностью населения 176 252 830 человек (8-е место в мире). По объему ВВП, по данным МВФ — 4077,1 млрд долл., занимает 5-е место в мире.

Руководящие органы ЕАЭС: Высший Евразийский экономический совет и Евразийская экономическая комиссия. Структура и компетенция рабочих органов определяются.

Нельзя оставлять без внимания и Азиатско-Тихоокеанский регион с его уникальным потенциалом. Активизацией и оптимизацией экономических связей в регионе занимается АТЭС.

АТЭС — Азиатско-Тихоокеанское Экономическое Сотрудничество является форумом, призванным содействовать свободной торговле и экономическому сотрудничеству в Азиатско-Тихоокеанском регионе (ATP). Свою работу он начал в 1989 г. в столице Австралии — Канберре, где встретились министры 12 стран. Встреча завершилась согласованием будущих ежегодных встреч в Сингапуре и Корее. С 1993 г. интересы стран, участниц форума, представляют их экономические лидеры.

Страны-участницы АТЭС (21): Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Республика Корея, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, США, Китайский Тайбэй (Тайвань), Гонконг (Китай), КНР, Мексика, Папуа — Новая Гвинея, Чили, Перу, Россия, Вьетнам.

Органы АТЭС

Секретариат осуществляет координацию деятельности АТЭС, располагается в Сингапуре. Деловой Консультативный совет (ДКС) готовит рекомендации для принятия оптимальных решений по обсуждаемым на форуме вопросам, состоит из руководителей бизнеса до трех человек от каждой страны- участницы. Консорциум учебных центров — сеть исследовательских центров между университетами и научно-исследовательскими учреждениями в странах АТЭС, осуществляющая кадровое обеспечение и научное сопровождение деятельности АТЭС.

Учитывая сложившуюся ситуацию и объективно оценивая возможности и интерес к России многих крупных государств-членов указанных международных организаций, руководство страны и бизнес расширяют и активизируют сотрудничество с ними. Это стратегически верное решение, в перспективе позволяющее противостоять многим угрозам национальной, в том числе и экономической безопасности России.


Comments are closed.