Ценности имеют синтагматический характер, они формируются исторически и фиксируются как форма общественного сознания в структуре личности. Общечеловеческие смысловые универсалии сами по себе остаются постоянными на различных этапах развития общества (такие, например, как любовь, мир, труд, красота, творчество и другие) и мы, соглашаясь с точкой зрения В. Франкла, считаем, что человек должен переходить от одной группы нравственных ориентиров к другой, чтобы познать всю полноту данной категории.
Известно, что личностью и субъектом не рождаются, а становятся в процессе исторического и индивидуального развития. Человек, обладая изначально присущей ему активностью. Смысловые универсалии выступают важнейшим фактором поведения человека и составляют некий свод законов, в соответствии с которым можно выработать систему действий.
Таким образом, ценности не только дают субъекту кальку для личной деятельности, но также делают для него возможным существование в группе. Социальная жизнь была бы без них невозможной, так как с одной стороны, моральные нормы вносят элемент предсказуемости, с другой стороны, именно под непосредственным влиянием микросреды формируется шкала смысловых универсалий человека. Определяя главные и не всегда постоянные отношения человека к миру, другим людям, самому себе, ценности, как осознаваемые общие смысловые образования, являются единицами сознания личности. Иными словами, существование субъекта развертывается в поле напряжения между человеком и ценностями, которыми он наполняет свою жизнь. Пожалуй, точнее и удачнее всех данную проблему выразил А. Маслоу, заметив, что прямая дорога к нравственным и ценностным решениям идет через человека, через познание им своей природы, особенностей, через открытие правды в самом себе. Следовательно, чем глубже индивидуум познает себя, тем легче, естественнее, автоматичнее будет решена им проблема ценностного выбора.
Сегодня складывается противоречивое и двойственное отношение к внутренним моральным ценностям: с одной стороны «запрос» общества, с другой христианские, духовные универсалии, не всегда принимающиеся и находящие внутреннее одобрение. Конфликт в среде внутриличностных ценностей человека и противоречие между индивидуальными и социальными нормами влечет за собой состояние «подвешенности». Об этом интересно рассуждает М.К. Мамардашвили в философской работе «Психологическая топология пути». Он полагает, что современный человек живет в ситуации неопределенности, которая характеризуется тем, что индивидуум не имеет нравственного выбора видит либо добро, либо зло и не может выйти за рамки происходящего. Индивидуум пребывает в подвешенном состоянии, переживая е cart absolu (абсолютный подвес М.К. Мамардашвили), абсолютное отстранение себя от самого себя и от мира, сомневаясь во всем. Аналогичные мысли находим у Л. Бинсвангера: «Существование больше не распространяется в будущее, не опережает себя, оно скорее вращается по узкому кругу, в который заброшено, в бессмысленном, а значит в без-будущном и бесплодном повторении самого себя». Получается, что подвешенность это у-держание времени, в котором происходит интенсивная деятельность, не дающая никакого продукта. Проживая «вечное настоящее», субъект пребывает в непрекращающихся мгновениях, он «пережевывает кусок пирога снова и снова».