О дополнительном влиянии удорожания топлива на инфляцию | MorevOkne.ru
http://morevokne.ru/

О дополнительном влиянии удорожания топлива на инфляцию

Связь топливных цен и инфляции имеет прямой и косвенный эффекты. Прямой эффект влияния основан
на потреблении моторного топлива населением. Вес топлива в потребительской корзине, используемой для
расчета ИПЦ, составляет 4,2%. Косвенный эффект переноса цен моторного топлива в цены других товаров
и услуг реализуется через транспортные и энергетические издержки бизнеса.

В частности, значительными
являются два канала: транспортные расходы и расходы сельского хозяйства на горюче-смазочные материалы.
В совокупности, с учетом прямого и косвенных вкладов, рост цен моторного топлива на 1% может вносить
дополнительно около 0,06 п.п. в годовую инфляцию. Учитывая представленный анализ эта оценка может
рассматриваться как консервативная оценка для расчета инфляционных последствий повышения топливных
цен.

Транспортные расходы содержатся в цене каждого товара, поэтому рост цен на моторное топливо, используемое
грузовыми автомобилями, влияет на инфляцию. Для данного канала влияния эластичность ИПЦ по
цене моторного топлива оценивается в 0,8–1%. Диапазон эластичности основан на результатах применения
двух различных подходов. Первый основан на анализе расходов топлива на перевозку грузов с учетом статистики
объема грузоперевозок и структуры транспортной отрасли. При сопоставлении топливных расходов
и объема розничной торговли рассчитывается эластичность с учетом веса товаров в корзине ИПЦ. Не весь
грузооборот имеет отношение к  потребительским товарам или к  их  производству, поэтому такая оценка
в рамках данного подхода может считаться оценкой сверху. Второй подход использует статистику Росстата
о структуре розничных цен. Структура розничной цены формируется на базе обследования предприятий перерабатывающей
промышленности, а также организаций товаропроводящих сетей. Данный показатель дает
прямую оценку топливных расходов для 66 товаров корзины ИПЦ. Топливные расходы по данным категориям
были взвешены и нормированы в соответствии с весами товаров в потребительской корзине.

Второй канал влияния реализуется через издержки сельского хозяйства, так как сельскохозяйственная
техника является крупным потребителем моторного топлива. Удорожание топлива приводит к увеличению издержек,
которые транслируются в цены сельскохозяйственной продукции, прежде всего следующего урожая,
поэтому данный канал имеет среднесрочный эффект. Для канала влияния через издержки сельского хозяйства
эластичность ИПЦ по цене моторного топлива составляет 0,7–0,9%. Данный диапазон эластичности также
получен на основе двух оценок. Первая основывается на опросах предприятий сельского хозяйства и региональных
министерств сельского хозяйства в аграрных регионах. В ходе интервью были получены средние
оценки расходов на горюче-смазочные материалы в отраслях сельского хозяйства. На основе структуры
сельского хозяйства и влияния цен производителей сельского хозяйства на ИПЦ была получена общая эластичность
для всей отрасли. Вторая оценка получена на основе статистики о структуре затрат на производство
и продажу продукции. С учетом влияния цен производителей сельского хозяйства на ИПЦ и затрат на топливо
в сельском хозяйстве рассчитывается эластичность инфляции для данного канала влияния.

Оцененные выше эффекты характерны для значительной части картины распространения косвенного
влияния цен моторного топлива на потребительские цены, хоть и не охватывают ее целиком. Транспортные
расходы могут быть частью многих бизнес-процессов, которые напрямую не относятся к грузоперевозкам.
Кроме того, вторичные эффекты удорожания моторного топлива могут распространяться через инфляционные
ожидания. Однако эти каналы могут действовать менее устойчиво, и их прямая оценка затруднительна.

Источник информации: Доклад Банка России о денежно-кредитной политике.


Comments are closed.