Заканчивая рассмотрение динамических взаимосвязей в психическом развитии человека, имеющих особое значение с точки зрения формирования делинквентного поведения, мы попытаемся обобщить сказанное с помощью двух схем.
В первой схеме на прямой отмечены определенные периоды биографии и происходящее в них накопление опыта. При этом, разумеется, невозможно добиться полной точности, поэтому мы ограничиваемся схематическим разделением на возрастные группы, выделяя штриховкой наиболее критические с точки зрения обсуждаемой нами темы периоды.
Необходимо отметить также, что подобная линейная модель позволяет продемонстрировать лишь происходящие с течением времени суммирование и структурирование опыта. Однако каждая ступень развития надстраивается над предыдущей и содержит элементы в интегралах* все большей сложности.
Таким образом, говоря о генезе «необычного поведения», которое в судах по делам несовершеннолетних и в сфере предупреждения детской преступности обозначается словом «запущенность», можно констатировать следующее.
Дефицитарные условия развития являются причиной слабости Я и диффузной идентификации, «которые переживаются в чувстве несостоятельности и неполноценности и провоцируют защитное поведение. Только эти понятые как защита способы поведения можно выявить и оценить. Они проявляются в искажении реальности, отвержении социальных норм и ведут к снижению дееспособности, что в свою очередь вызывает санкции со стороны окружения и тем самым создает новые трудности. Интерпретируя подобные формы поведения как защиту от чувства собственной слабости и несостоятельности, мы .можем установить причинные связи между наблюдаемым поведением и информацией об условиях жизни... и сделать соответствующие выводы о сулящих успех мерах помощи» (Birke, Peter, et al. 1975,86—87).
Схема i
Вторая схема, основанная на диаграмме Эриксона (Erikson 1970,150,214—215), еще раз демонстрирует проблематику отдельной стадии психосоциального развития и специфические для каждой из них стратегии защиты,