Попытка схематического обобщения | MorevOkne.ru
http://morevokne.ru/

Попытка схематического обобщения

Заканчивая рассмотрение динамических взаимосвязей в психическом развитии человека, имеющих особое значение с точки зрения формирования делинквентного поведения, мы попытаемся обобщить сказанное с помощью двух схем.

В первой схеме на прямой отмечены определенные периоды биографии и про­исходящее в них накопление опыта. При этом, разумеется, невозможно добиться полной точности, поэтому мы ограничиваемся схематическим разделением на воз­растные группы, выделяя штриховкой наиболее критические с точки зрения обсуж­даемой нами темы периоды.

Необходимо отметить также, что подобная линейная модель позволяет продемон­стрировать лишь происходящие с течением времени суммирование и структурирование опыта. Однако каждая ступень развития надстраивается над предыдущей и содержит элементы в интегралах* все большей сложности.

Таким образом, говоря о генезе «необычного поведения», которое в судах по де­лам несовершеннолетних и в сфере предупреждения детской преступности обозна­чается словом «запущенность», можно констатировать следующее.

Дефицитарные условия развития являются причиной слабости Я и диффузной идентификации, «которые переживаются в чувстве несостоятельности и неполноцен­ности и провоцируют защитное поведение. Только эти понятые как защита способы поведения можно выявить и оценить. Они проявляются в искажении реальности, от­вержении социальных норм и ведут к снижению дееспособности, что в свою очередь вызывает санкции со стороны окружения и тем самым создает новые трудности. Ин­терпретируя подобные формы поведения как защиту от чувства собственной слабости и несостоятельности, мы .можем установить причинные связи между наблюдаемым поведением и информацией об условиях жизни... и сделать соответствующие выводы о сулящих успех мерах помощи» (Birke, Peter, et al. 1975,86—87).

Схема i

Вторая схема, основанная на диаграмме Эриксона (Erikson 1970,150,214—215), еще раз демонстрирует проблематику отдельной стадии психосоциального развития и специфические для каждой из них стратегии защиты,


Comments are closed.