Неоднократно делавшийся вывод о том, что у большого числа слепорожденных детей развивается синдром, напоминающий детский аутизм2, можно привлечь для подтверждения различных теорий этиологии этого достаточно редкого состояния. Как я уже отмечал, существует возможность рассматривать утрату органа чувств как «эксперимент природы», что и привело к появлению подобных исследований. Исключение имеющихся паттернов стимуляции позволяет сделать акцент на аспектах взаимодействия между организмом с его врожденными способностями и средой, которые в противном случае остаются скрытыми. Выражаясь иначе, нарушение восприятия по его воздействию можно представить как генный фактор с ограниченным диапазоном действия. Помимо установленных и неизменных его эффектов, имеются и другие воздействия, различающиеся у разных людей и выступающие как функция условий, в которых протекает развитие. Например, ни один слепой от рождения человек не способен понять, что мы имеем в виду под цветом. Но сможет ли такой человек развить дифференцированное представление о себе, сможет ли он радоваться музыке или математике, будет зависеть от того, какие пригодные альтернативы предоставит ему окружение. Хотя факт врожденной слепоты во сто крат повышает вероятность того, что разовьются аутистические черты, возникновение аутизма, однако, не является неизбежным.
Впервые опубликовано в сообщениях «New York Academy of Science» (1965) |
Эскалона (Escalona 1965) понимает это воззрение более широко. Она отмечает, что в большинстве исследований поведение и личность рассматриваются как непосредственный результат взаимодействия между организмом и внешней средой (см. рис. 1 А). Эта модель, полагает она, страдает недооценкой того, что организм никогда не пребывает в одном и том же состоянии (см. рис. 1 Б). Созревание нервной системы, влияние предыдущего опыта и непрерывно протекающие процессы пищеварения постоянно изменяют органическую структуру психической конституции. Всем этим влияниям она дала название «организмическое состояние» (organismic state)(см. рис 1 Б).