Говоря в общем, даже при статистическом контроле, предпочтения противоречивых позитивных сообщений, по сравнению с предпочтениями непротиворечивых позитивных сообщений, должны были обнаружить взаимосвязи с неприятностью поведения адресата. Точно так же, предпочтения противоречивых негативных сообщений, по сравнению с предпочтениями непротиворечивых негативных сообщений, должны были оказаться взаимосвязанными с приятностью поведения адресата.
Другим аспектом задания для испытуемых было то, что во всех сообщениях вербальное содержание относилось к действию адресата;таким образом, оценочное отношение к личности адресата можно было выразить лишь в имплицитной части сообщения. То есть, когда симпатия к адресату определяла выбор сообщения, основную смысловую нагрузку несли имплицитные части сообщения. В этих случаях более сильные имплицитные компоненты противоречивых сообщений, по сравнению с этими компонентами непротиворечивых сообщений, могли служить основанием для выбора этих сообщений при обращении к вызывающим симпатию адресатам. Таким образом, несмотря на статистический контроль, предпочтения противоречивых позитивных сообщений, по сравнению с предпочтениями непротиворечивых позитивных сообщений, должны были оказаться связанными с симпатией к адресату. Кроме того, предпочтения противоречивых негативных сообщений должны были обнаружить взаимосвязи со степенью антипатии к адресату.
Положения, содержащиеся в предыдущих двух абзацах, нашли свое полное подтверждение. Данные, имеющие отношение к первой интерпретации, были получены в экспериментах I, II и III. Главные эффекты в уравнениях (1) и (5) из таблицы 6.1 показали, что противоречивые негативные сообщения больше предпочитались, когда поведение адресата было более приятным. Главные эффекты в уравнениях (4) и (6) таблицы 6.1 позволяют говорить о том, что противоречивые позитивные сообщения пользовались меньшим предпочтением, когда поведение адресата было более приятным. Дополнительные эффекты взаимодействия, включающие приятность поведения адресата из уравнении (3) и (6) таблицы 6.1. с легкостью можно объяснить, исходя из внутригрупповых средних, представленных в таблицах 6.2 и 6.3. Все имеющие отношение к данному вопросу значимые простые эффекты соответствовали главным эффектам приятности поведения адресата.
Результаты эксперимента I, приведенные в уравнениях (1) и (2) таблицы 6.1, подтверждают вторую интерпретацию, касающуюся взаимосвязи предпочтения сообщений и симпатии к адресату. Главный эффект в уравнении (1) показал, что негативные противоречивые сообщения предпочитались меньше, когда адресат был более симпатичен. Главный эффект в уравнении (2) показал, что позитивные противоречивые сообщения предпочитались больше, когда адресат был более симпатичен.
Тогда можно отметить, что все без исключения значимые эффекты согласуются со следующими общими выводами:
1) Вербальный компонент противоречивого сообщения передает оценочное отношение к действию адресата и поэтому является основой для выбора сообщения, когда адресат ведет себя приятным или же неприятным образом.
2) Имплицитный компонент противоречивого сообщения передает оценочное отношение к личности адресата и поэтому является основой для выбора сообщения, когда адресат вызывает симпатию или же антипатию.