Карское море, окраинное море Северного Ледовитого ок., между берегами Сев. Евразии, островными архипелагами Новая Земля, Земля Франца-Иосифа и Северная Земля. Омывает берега России. На севере широко открыто к Арктическому бассейну, здесь границы моря проведены от мыса Желания (архипелаг Новая Земля) к мысу Кользат (о. Греэм-Белл в архипелаге Земля Франца-Иосифа) и далее к мысу Арктический (о. Комсомолец в архипелаге Сев. Земля). Водные границы на юго-западе проходят по зап. границам проливов Карские Ворота и Югорский Шар, на северо-востоке – по вост. границам проливов Красной Армии, Шокальского (Сев. Земля) и Вилькицкого. На западе граничит с Баренцевым м., на востоке с м. Лаптевых, на севере с Арктическим бассейном Сев. Ледовитого ок. Пл. 883 тыс. км2, объём 98 тыс. км3. Наибольшая глубина 620 м.
Рельеф и геологическое строение дна
Климат
Полярный морской климат с коротким прохладным летом и продолжительной холодной зимой несколько смягчается влиянием тёплых атлантических вод. Полярная ночь длится 3–4 мес в году. В зимнее время погода формируется Сибирским антициклоном, полярным максимумом и частичным влиянием ложбины Исландской депрессии. В сев.-вост. районах преобладают сев. ветры умеренной силы, над остальной акваторией – ветры юж. направлений. Штормовая погода больше характерна для зап. районов. У берегов архипелага Новая Земля наблюдается местный ураганный ветер – новоземельская бора, продолжительностью от нескольких часов до 2–3 сут. Летом над морем преобладают умеренные ветры переменных направлений. Темп-ра воздуха в феврале от –18 °С у берегов Новой Земли до –26 °С у берегов Сев. Земли, минимальная –52 °С отмечена на мысе Челюскин. Темп-ра воздуха в августе от 0 °С на севере до 6 °С на юге, максимальная 22 °С – у юго-зап. материкового побережья.
Гидрологический режим
На долю К. м. приходится более половины речного стока в арктич. моря России;реки Обь, Енисей, Пясина, Пур, Таз и др. поставляют в год ок. 1300 км3 пресных вод. Весь речной сток поступает в море с юга и б. ч. летом. Пресные речные воды создают в море поверхностный распреснённый слой вод, затрудняющий вертикальное перемешивание с нижележащими слоями, что способствует процессу льдообразования.
Темп-ра поверхностных вод в феврале близка к темп-ре замерзания, которая в зависимости от солёности изменяется от –1,3 °С на юге до –1,8 °С на севере. В августе темп-ра воды меняется от 0 °С на северо-востоке до 5 °С в юж. районах возле материковых побережий. Солёность в феврале понижается с северо-запада на юго-восток – от 34‰ у Новой Земли до 20‰ у о. Диксон. В августе солёность убывает с севера на юг – от 33‰ на широте Земли Франца-Иосифа до 11‰ у о. Диксон.
В К. м. преобладают правильные полусуточные приливы, в некоторых районах – суточные и смешанные. Величина прилива невелика, почти везде 0,5–0,8 м, в Обской губе более 1 м. Выс. волн в ср. 1,5–2,5 м. Льдообразование начинается в сентябре, с октября по май почти вся акватория покрыта мор. льдами. У отмелых берегов, в губах и заливах хорошо развиты припайные льды. За сезон, при средних погодных условиях, толщина льда достигает 1,5–2,0 м. Между припаем и дрейфующим льдом часто образуются заприпайные полыньи. Из них особенно регулярно появляются т. н. стационарные полыньи: Амдерминская, Ямальская и Обь-Енисейская. Таяние льда начинается в июне, в августе б. ч. акватории моря свободна от льдов. Циркуляция вод формируется Восточно-Новоземельским течением (от мыса Желания до Карских Ворот, ср. скорости 5–7 см/с), Ямальским и Обь-Енисейским течениями (с юго-запада на северо-восток, 2–5 см/с). Между Новой Землёй и сев. частью Ямала формируется циклонич. круговорот.
История исследования
К. м. получило название в 18 в. по р. Кара, которая играла важную роль при освоении Сибири землепроходцами. Первыми мореплавателями в К. м. были рус. поморы, проникшие в его юго-зап. часть не позднее 1-й четверти 16 в. В сер. 16 в. поморы освоили прибрежное плавание вокруг п-ова Ямал в Обскую и Тазовскую губы (т. н. Мангазейский морской ход). В 1594 через Югорский Шар в К. м. проникли голл. мореплаватели К. Най и Б. Тетгалес, в 1596–97 экспедиция Виллема Баренца зимовала на сев.-вост. побережье о. Северный архипелага Новая Земля. Следы пребывания русских на сев. побережье п-ова Таймыр датируются 1-й четвертью 17 в. Карты материковых побережий К. м. составлены рус. мор. офицерами в ходе Вел. Сев. экспедиции в 1733–1743. Зап. берега К. м. (вост. берега Новой Земли) начали появляться на картах в 30-е гг. 19 в., а завершено картирование в 1911. Вост. берега К. м. (архипелаг Сев. Земля) появились на картах в 1932.
Началом мор. товарообменных операций в К. м. стала доставка в 1876 мор. путём коммерч. грузов из Европы в устье Енисея, обратный коммерч. рейс с сибирскими товарами состоялся в 1877.
Гидрографич. и океанографич. работы в К. м. начали вести в плаваниях экспедиций: шведской на судне «Вега» (Н. А. Е. Норденшельд, 1878), норвежской на «Фраме» (Ф. Нансен, 1893), а также русской на шхуне «Заря» (Э. В. Толль, 1900–02). Летом 1913 через К. м. с востока на запад прошла рус. гидрографич. экспедиция на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач». Наиболее интенсивными исследовательские работы в К. м. стали в 1920–30-е гг., при освоении Сев. мор. пути (СМП). Сов. учёные, полярники, моряки и лётчики полярной авиации в эти годы открыли крупные острова Визе, Ушакова, Шмидта и десятки мелких островов;исправили старые и составили новые навигационные карты и карты рельефа дна, получили реальное представление о характере мор. течений и ледовом режиме моря. К 1939 на островах и материковых побережьях К. м. работали 25 полярных станций и мор. обсерваторий. Исследовательские работы приобрели бóльшую практич. направленность в связи с разведкой и освоением крупных шельфовых месторождений углеводородного сырья.
Хозяйственное использование
К. м. отличается высокой биопродуктивностью. Широко распространены лососёвые, сиговые, осетровые, в губах и заливах – стада белух. Среди объектов промысла – треска, сиг, голец, ряпушка, омуль, корюшка, навага, сайка. Открыты и разрабатываются крупные месторождения нефти и газа (газоконденсатные Русановское, Ленинградское). К. м. является частью транспортного СМП, порты: Диксон, Амдерма;Дудинка и Игарка (Енисей).
Экологическое состояние
В целом состояние определяется как благополучное, однако в крупных заливах, в местах сосредоточения флота и разработки месторождений отмечается повышенное содержание нефтепродуктов и тяжёлых металлов.