Важнейшим принципом, существенно расширяющим возможности семейной психотерапии по сравнению с консультированием, является ориентация на работу с семьей как целым, не являющимся простой суммой составляющих его элементов. Как показывает анализ литературы этот принцип в семейной терапии является практически общепринятым независимо от того, с каким психотерапевтическим направлением идентифицирует себя тот или иной семейный психотерапевт.
Нам представляется, что становление и развитие семейной психотерапии есть не что иное, как история теоретического обоснования и практического становления принципа работы с семьей как системой. Последовательная реализация этого принципа в практике оказания психологической помощи семье показывает, что:
- психологические проблемы в развитии ребенка, нарушения в поведении, невротическое развитие и т.п. рассматривается как закономерный результат эволюции семьи, как реакция ребенка на некоторую совокупность существующих в семье условий;
- эти условия, как правило, не осознаются членами семьи и не могут быть непосредственно усмотрены ими в их семейном опыте;
- коррекция элементов семейной системы требует актуализации скрытых от сознания аспектов жизни семьи;
- это, в свою очередь, предполагает актуализацию скрытых от сознания глубинных аспектов внутренней жизни членов семьи;
- это неизбежно предполагает процесс особым образом организованного общения с психологом или психотерапевтом, в ходе которого удается активизировать личностные и системные ресурсы позитивного развития семьи.
Таким образом, ориентация на качественные и динамические характеристики целого диалектически «снимает» присущие семейному консультированию переоценку субъектности родителей и недооценку субъектности ребенка.
Вместе с тем, заметим, что теоретическое обоснование системной установки в семейной терапии оказалось «продвинутым» гораздо дальше, нежели ее практическая реализация. Так, в специальной литературе по семейной психотерапии до сих пор отсутствуют сколько-нибудь серьезно разработанные ответы на целый ряд принципиально важных вопросов, например:
- что является минимальной единицей анализа семьи как целого, которая сохраняла бы в себе свойства целого;
- как соотносится изменение в поведении отдельных членов семьи и изменение на уровне семейной системы;
- какие факты общесемейной жизни приводят к изменениям семейной системы, а какие нет;
- какие факты семейной жизни, приводящие к изменениям в семейной системе и ее функционировании, могут быть использованы как элементы семейной терапии;
- какие изменения на индивидуальном уровне выступают как причина динамики семейной системы.
Отсутствие ответов на эти и другие аналогичные вопросы приводит к тому, что теоретически декларируемая работа с семьей как целым на практике зачастую превращается в работу с индивидом в присутствии семьи.
Нетрудно заметить, что все перечисленные вопросы непосредственно связаны с существующим в семейной терапии парадоксом, суть которого заключается в том, что, с одной стороны, целое необходимо понимать, исходя из его частей, тогда как части могут быть поняты только с точки зрения целого;а, с другой стороны, целое непостижимо до конца, если исходить из его частей, части непостижимы до конца, если исходить лишь из включающего их контекста (В.Садовский).