Подобный вид явлений, по-видимому, окружает то, что называется эффектом самореференции, который связан с тем фактом, что люди имеют тенденцию лучше помнить информацию, которая имеет к ним отношение. Роджерс, Купере и Киркер (Rogers, Kuipers, &Kirker, 1977) обнаружили у испытуемых лучшую память на слова, которые их просили связать с самими собой. Гринвальд и Банджери (Greenwald &Banjeri, 1989) показали, что люди также обнаруживали лучшую память на слова, которые они связывали со своими друзьями. Таким Образом, результат связан не только с самим человеком, но и с людьми, которые ему близки.
Не полностью ясно, какие механизмы лежат в основе влияния важности запоминаемой информации. Доказано, особенно для эффекта самореференции, что мы лучше можем усложнять информацию о нас самих и наших друзьях, потому что много знаем о нас самих и наших друзьях. Таким образом, механизм влияния важности информации может быть связан со сложностью обработки, обсуждавшейся ранее в этом разделе.
Информация, которую люди считают важной для них, обычно лучше запоминается.
Имеются доказательства того, что лучше запоминаются стимулы, которые наиболее интенсивно обрабатываются Мозгом во время заучивания например, показа но, что слова, на которые регистрируется более сильный ССП (см обсуждение в главе 1), с более высокой вероятностью будут вспомнены в дальнейшем. Точно так же Капур и коллеги (Kapur, 1994), используя метод ПЭТ, обнаружили большую активность в левых лобных полях 45,46 и 47 при решении задач, требующих более глубокой обработки.
В ряде исследований обнаружено, что активация в левой лобной доле коррелирует с более глубокой обработкой вербального материала и что вербальные стимулы, которые вызывают более сильную активацию в левой лобной доле, лучше запоминаются. Так как левое Полушарие специализируется на вербальной обработке, эти результаты указывают на то, что для запоминания важна вербальная обработка материала
Как мы более подробно обсудим в следующей статье, есть много доказательств того, что другая структура, гиппокамп, который расположен под корой височных долей, играет решающую роль в запоминании материала. Пациенты с поражениями области гиппокампа имеют очень плохую память. Показано, что у этих пациентов при вспоминании материала отмечается обширная активация в левой лобной доле (Buckner, личный контакт). Однако они демонстрируют плохую память. Таким образом, по-видимому, активность в левой лобной области может быть необходимым, но недостаточным условием для запоминания вербального материала.
Интересно, что не во всех исследованиях обнаруживается активация в области гиппокампа во время заучивания материала (Buckner &Koustal, 1998). Однако в некоторых Исследованиях обнаруживается такая активация Вагнер и коллеги (Wagner et al., 1998), используя метод ФОМР, обнаружили большую активацию и в левой лобной области и левой гиппокампальной области при более глубокой обработке вербального материала. Они также обнаружили большую активацию, регистрируемую методом ФОМР, в обеих этих областях для слов, которые впоследствии были вспомнены, чем для слов, которых испытуемые на могли вспомнить. О подобных результатах сообщали также Алкайр, Хайер, Фэллон и Каилл (Alkire, Haier, Fallon, &Cahill, in press) при использовании метода ПЭТ. Они утверждают, что причина того, что в некоторых исследованиях не обнаруживается увеличения гиппокампальной активности, состоит в том, что эти исследования касались только кратковременного удержания в течение нескольких минут.