Психоаналитическое лечение | MorevOkne.ru
http://morevokne.ru/

Психоаналитическое лечение

Если психоаналитическое лечение все же проводится, вновь возникает старый спор, в котором в пользу позиции каждой из сторон можно привести высказывания целого списка авторов: во-первых, нужны ли какие-нибудь модификации и, во-вторых, есть ли от них какой-нибудь прок? В любом случае здесь остаются теоретические и прак­тические проблемы. В принципе речь идет о переносе мер, усиливающих и укрепля­ющих Я. При выраженной зависимости стационарное лечение, как правило, является неизбежным. В качестве аналитической терапии оно имеет смысл только тогда, когда проводится в клинической среде, организованной по соответствующим психоанали­тическим правилам. Принципы такого лечения изложил в своей классической работе «Психоаналитическое лечение в клинике» Зиммель (Simmel 1928). В ней он предвос­хитил идеи, к которым в аспекте терапевтического сообщества обращаются и поны­не. Также и другие авторы занимались проблемой стационарного лечения (Knight 1938, Meerloo 1952, Weijl 1944, de Mijolla, Shentoub 1973).

Здесь мы обнаруживаем суще­ственные расхождения даже в принципиальных вопросах, например: следует ли с точки зрения техники терапии занимать, по отношению к злоупотреблению алкоголем по­зицию терпимости (Найт) или строгого запрета (Мерло)?

В целом можно сказать, что при лечении наркоманов необходимо учитывать глу­бину их расстройства, нарциссическую уязвимость с низкой толерантностью к фру­страции, а также считаться с постоянной возможностью рецидивов и даже угрозой прерывания лечения.

Поэтому внешние и внутренние нагрузки, в том числе исходя­щие от терапевта, должны дозироваться с крайней осторожностью и применяться своевременно. Цели — укрепления Я — можно достичь только в том случае, если па­циенту удается развить позитивный перенос, причем нельзя избежать того, что ка­кое-то время терапевт сам будет выступать в качестве «наркотика». Тем самым он получает возможность интроецироватьсг;в качестве «доброго объекта».

Чтобы до­биться этого, зачастую нельзя обойтись перед аналитическим лечением без подгото­вительной стадии, где терапевт выступает, с одной стороны, скорее как помощник в преодолении аффектов, с другой — как помощник в обращении с внешней реаль­ностью. Важной целью лечения является понимание регрессивных аффектов и ре­грессивных объектных отношений. Регрессии же к магическому мышлению способ­ствуют амбивалентность, страх агрессии и необходимость жесткой инкапсуляции репрезентантов объектов. Сложность контрпереноса обусловлена главным образом агрессией, порождаемой бесконечными и ненасытными оральными фантазиями, и терапевт подвергается постоянной опасности дать слишком много или слишком мало. Пациент должен отказаться от своей магической веры, что токсические объекты являются самыми надежными. Но это возможно лишь при понимании их функции и связанных с ними фантазий, и только тогда направленные на наркотики импуль­сы удается обратить в позитивную сферу. Из-за глубокого расстройства объектных репрезентаций все наркоманы реагируют на смену терапевта или на прерывание лечения (например, в связи с отпуском) необычайно болезненно, поэтому также и в рамках психоанализа или аналитически ориентированной терапии всегда долж­ны быть врачи для срочной подмены.


Comments are closed.