Отлучение от груди вызывает у ребенка первое горькое чувство утраты чего-то ценного... Отделение от матери...
Другой важный компонент чувства собственности развивается в раннем возрасте в связи с изменениями анальных потребностей-До третьего или даже пятого года жизни - ребенок отчетливо демонстрирует чувство собственности, порой весьма интенсивно, проявляя жадность к вещам, которыми он хочет обладать. Тот факт, что эти объекты принадлежат кому-то другому, выше его понимания... Ребенок только пытается — более или менее наивно — завладеть желанными вещами и совершает действия, которые могут иметь черты воровства и обмана» (там же, 169).
«Психологическая мотивация состоит в стремлении присвоить себе объект, который для бессознательного представляет собой "замену"утраченного объекта любви» (там же, 271 ). «Деньги и подарки являются доказательствами любви или заменой любви независимо от того, подарены они добровольно или были украдены;возврат же подарка понимается как отклонение любви» (тал же, 272). Таким образом, становится понятным тезис: «Для анализа вся моральность есть в конечном счете кодификация любви» (там же, 265).
Тем самым мы подошли к вопросу о том, что мог бы дать психоаналитический опыт современной педагогике. «Психоаналитические исследования показали нам, как ребенок доносит до родителей свои развивающиеся мысли и чувства, словно спрашивая их.» хочешь ли ты мне помочь своевременно научиться надежным и здоровым привычкам, любви и любопытству, психической гигиене, предотвращающей появление чувства страха, вины, враждебности, ревности, чтобы затем мой самоко1ггроль стал целостным, пригодным, самореализующим и... самоосознанным?. Если у меня возникают серьезные трудности и тебе действительно надо вмешаться, делай, пожалуйста, осознанно то, что, по твоему мнению, нужно со мной делать» (Dorsey, 134).
«Если каждому помогают понять потребности другого, то появляется общая основа для улучшения отношений. То есть в глубоком смысле сотрудники (психоаналитической педагогической консультации) выступают не только как переводчики, но и как учителя иностранного языка» (там же, 135).
«Чем больше ребенок демонстрирует плохое поведение, тем меньше он способен проявить внимание к своему собственному благополучию и тем больше он нуждается в действительном понимании его детских нужд...
Развитие делинквентности по своему значению выступает в целом как сигнал тревоги, как предупреждение для нас, что что-то не так и требует нашего внимания и заботливой помощи... Мы обнаруживаем, что делинквентность — это один из продуктов нашей культуры и что человек, вынужденный плохо себя вести, является жертвой обстоятельств» (там же, 136).
«Отлучение от груди причиняет боль, но и действует во благо. Постепенно принимать правду о нашей человеческой природе, "отвыкать от груди"— процедура, длящаяся всю жизнь... Тем не менее побои, даже в целях самозащиты, для каждого ребенка являются серьезным патогенным воздействием, непосредственно требующим психологического лечения у опытного терапевта... Апелляция к большей эффективности всякой силы, которая не называема любовью к ближнему и компетентностью, ошибочна.