Существуют теории, подчеркивающие познавательную сторону процесса становления гендерной идентичности и значение самосознания (Л. Колберг, И.С.Кон). Формирование гендерной идентичности может зависеть в таком случае от самокатегоризации, от согласования усвоенных представлений о мужчине и женщине, и представлений о себе. Идентичность по Эриксону позволяет человеку определять степень своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости.
В течение жизни гендерная идентичность вырабатывается в результате сложного взаимодействия природных задатков человека и его социализации, наполняется различным содержанием в зависимости от социальных и культурных изменений, от собственной активности личности. На процесс полоролевой идентификации влияет множество факторов, как средовых, так и внутриличностных. Немаловажную роль при этом играет общая схема тела, внешность: в какой мере лицо, прическа, фигура, манера держать себя соответствуют половой идентификации «Я как мужчина» или «Я как женщина».
Относительной стабильности чувство идентичности достигает лишь с завершением подросткового периода. Исключительно важным фактором становления гендерной идентичности, помимо родителей, являются отношения со сверстниками. В отрочестве соответствие общепринятым образцам играет ведущую роль, в том числе и соответствие образцам маскулинности-феминности.
Дифференцированность полоролевых эталонов в подростковой среде повышает влияние гендерной идентичности как механизма, влияющего на поведение отрока, выбор ценностей.
Так как любые изменения какого-то аспекта образа Я влекут за собой изменение и других аспектов представления о себе, изменение частной самооценки по значимому измерению вызовет изменение многих других самооценок, можно говорить о том, что отражение в группе собственной гендерной идентичности вызовет определённое изменение в эмоционально-ценностном отношении к себе, а значит и самоотношении личности в целом (Столин В.В.).
Несоответствие уровня притязаний ребёнка и имеющихся условий для реализации притязаний создаёт ситуацию для самокоррекции поведения, самовоспитания, поиска иных путей самореализации подростком. Но нередко отрок не учиться преодолевать препятствия в общении со сверстниками, и вместо того чтобы направить усилия на преодоление своих неудач, он уходит от проблемы. Так, в результате непринятая в кругу значимых людей и как следствие возможно непринимаемая собой модель полоролевого поведения закрепляется не только в сознании индивида, но и в реальности.