Методы обучения, включающие в себя постановку вопросов и ответы на вопросы, ведут к улучшению запоминания материала текста.
В то время как только что рассмотренное исследование указывает на то, что осмысленная обработка ведет к улучшению запоминания, другое исследование указывает на то, что другие виды усложненной обработки также приводят к улучшению запоминания. Например, Колере (Kolers, 1979) изучал соотношение того, как испытуемые запоминают предложения, записанные обычным Образом, и того, как они воспринимают перевернутые предложения. Он обнаружил, что испытуемые лучше помнят перевернутые предложения Колере утверждает, что дополнительная обработка при чтении предложений, записанных в перевернутом виде, обеспечивает основу для улучшения Памяти. Но это является примером не более осмысленной, а более обширной обработки.
Исследование Сламеки и Графа (Slamecka &Graf, 1978) продемонстрировало особое влияние на память усложненной и осмысленной обработки. Они сравнивали условие «придумывания» с условием «чтения». В условии придумывания испытуемые должны были либо придумать синоним к заданному слову так, чтобы он начинался с определенной буквы (например, синоним слова лес, начинающийся с буквы «ч»{чаща]) либо рифму к заданному слову, также начинающуюся с определенной буквы (например, рифму к слову лес, начинающуюся с буквы «в» [вес]). В условии чтения испытуемые просто читали рифмующуюся пару слов или пару синонимов;а затем у них проверялось узнавание второго слова. Результаты этих исследований отражены на рис. Испытуемые лучше выполняли задание с синонимами, когда сами придумывали пару к слову. Таким Образом, можно предположить, что на запоминание влияет и семантическая, и усложненная обработка.
Более сложная обработка приводит к улучшению запоминания, даже если эта обработка
Не сосредоточена на значении материала.
Хотя, по-видимому, намерение запомнить материал не влияет на память, различные данные указывают на то, что люди лучше запоминают события, которые для них важны. Большая группа исследований посвящена тому, что получило название фотографических воспоминаний. Браун и Кулик (Brown &Kulik, 1977) предположили, что некоторые события настолько важны, что навсегда запечатлеваются в памяти. Событие, на которое они указывали, было убийством президента Кеннеди в 1963 г., которое было особенно травмирующим для американцев их поколения. Они обнаружили, что большинство людей сохранили яркие воспоминания о событии по прошествии 30 лет. Но интерпретация этого результата проблематична, так как Браун и Кулик не располагали способом оценки точности сообщенных воспоминаний.
Со времени гипотезы Брауна и Кулика было проведено множество исследований для определения того, что испытуемые помнили о травмирующем событии немедленно после того, как оно произошло, и по прошествии времени. Это исследование немного напоминает навязывание адвокатских услуг пострадавшим от несчастных случаев. Например, Мак-Клоски, Уибл и Коэн (McCloskey, Wible, &Cohen, 1988) провели исследование в связи со взрывом космического корабля «Челленджер» в 1986 г. Для многих людей это событие, которое можно было видеть в прямом эфире, стало очень травмирующим. Мак-Клоски и его коллеги опрашивали испытуемых через неделю после инцидента и затем девятью месяцами позже. Они обнаружили, что испытуемые, хотя и сообщали о ярких воспоминаниях через девять месяцев, рассказывали о событиях весьма неточно. Палмер, Шрайбер и Фокс (Palmer, Schreiber, &Fox, 1989,1991) пришли к несколько иному выводу в Исследовании воспоминаний о землетрясении 1989 г. в Сан-Франциско Они сравнивали людей, которые фактически испытали землетрясение, с испытуемыми, которые только наблюдали его по телевидению. Испытуемые, которые испытали его сами, показали намного лучшую долговременную память на это событие. Конуэй, Андерсон, Ларсен, Донелли, Мак-Дэниел, Мак-Клелланд, Роулз и Лоуги (Conway, Anderson, Larsen, Donnelly, McDaniel, McClelland, Rawles, and Logie,1994) доказали, что отрицательный результат Исследования Мак-Клоски и коллег объясняется тем, что у испытуемых не было «истинных» фотографических воспоминаний. Они утверждали, что решающую роль играет важность события для отдельного человека. Следовательно, фотографические воспоминания имелись только у людей, которые фактически испытали землетрясение в Сан-Франциско, а не у тех, кто видел его по телевидению. Они изучали воспоминания об уходе Маргарет Тэтчер с поста премьер-министра Великобритании в 1990 г. Они сравнили испытуемых из Великобритании, Соединенных Штатов и Дании, следивших за событиями по выпускам новостей. Оказалось, что 60 % испытуемых из Великобритании продемонстрировали совершенную память на события вокруг отставки 11 месяцами позже, тогда как не британцы обнаружили совершенную память лишь в 20 % случаев. Конуэй с коллегами утверждают, что это объясняется тем, что отставка Тэтчер была действительно важна только для британских испытуемых.