На водосборах, где растут преимущественно спелые и высокополнотные хвойные леса с преобладанием ели и пихты, снегозапасы меньше, чем на водосборах со смешанным низкои среднеполнотным молодняком. Эти и другие факторы обусловливают разброс точек на графике связи между среднегодовым стоком водотоков Латгальской возвышенности (Бойко и др., 1988) и лесистостью водосборов (рис. 2,а). Эта связь не является общей даже для водосборов двух озер, входящих в одну озерную систему (РудушскоеГрижанское, Илзес-Лапийтис). На графике выделяются четыре линии связи, из которых кривая I относится к водосбору оз. Илзес, II к водосборам озер Рудушского и Лапийтис, III к водосбору оз. Грижанского и кривая IV к водосборам озер Лаборжского и Удринка. Этот график позволяет сделать вывод, что сведение леса на указанных водосборах неизбежно приведет к уменьшению притока воды в озера с последующим понижением уровня воды. Выявление связи между стоком водотоков и лесистостью водосбора необходимо для составления водного баланса озера в его естественном состоянии (при лесистости водосбора, равной 100 %), без чего нельзя оценить природный потенциал озера.
Сведение лесов обычно сопровождается распашкой земель, которая ведет к уменьшению годового стока водотоков (рис. 2,6). При этом связь между годовым стоком водотоков и относительной площадью распашки водосборов не является общей для близко расположенных водосборов озер (рис. 2,а). Уменьшение стока с увеличением площади распашки связано с увеличением потерь стока на открытых участках водосбора и неизбежно ведет к понижению уровня воды в озерах. При обобщении материалов по среднегодовому стоку водотоков Латгальской возвышенности получено общее для всех водотоков уравнение регрессии этой характеристики с площадью водосбора, лесистостью и распашкой (Бойко и др., 1988). При этом распашка водосборов прямо пропорционально влияла на сток водотоков (ср. с рис.2, а). Произошло это потому, что через распашку водосбора было косвенно учтено влияние на сток водотоков среднего уклона водосбора, с которым распашка находится в прямой связи (рис. 3). Сочетание в лесной зоне больших уклонов водосбора с большой распашкой создает опасные условия для развития эрозии
и выноса биогенных веществ. Подтверждением этому является высокая интенсивность заиления прудов Беларуси, водосборы которых распаханы более чем на 90 % (Широков, Кирвель, 1987). Ее значения в ряде случаев не отличаются от таковых для прудов лесостепной зоны (Прыткова, 1986).
Распашка водосборов резко увеличивает среднегодовое содержание общего фосфора в водотоках (рис. 4), а лесистость соответственно уменьшает (график не приводится). Средний годовой модуль выноса Робщ (в кг/км2) также растет с увеличением площади распаханных земель (график не приводится). К такому же выводу пришли эстонские исследователи (Лойгу, Вельнер, 1981).
Из рис. 2, 3 следует, что сведение лесов и распашка земель, сопровождаемая внесением удобрений, приводят к снижению годового стока водотоков и увеличению выноса в водоемы биогенных элементов. Следствием этого являются понижение уровня озер и увеличение биогенной нагрузки на озера. Гидрографическая сеть на водосборах озер Латгальской возвышенности представлена небольшими ручьями площадью водосбора 0.010-5.6 км2. Одни водотоки являются условно естественными, так как русло их частично углублялось, другие представляют дренажные канавы с разной продолжительностью эксплуатации. Это вносит разброс точек на рис. 2,а,б.
Между среднегодовым выносом Р0бЩ и слоем стока водотоков
существует связь (рис. 5), из которой видно, что рассеянные источники (нижняя линия связи) при одинаковом слое стока дают меньший вынос Робщ, чем искусственно удобренные водотоки (точки 33, 34, 45), а также водотоки, на водосборе которых есть животноводческая ферма (точка 26) и жилые постройки (точки 20,21).