СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. МОДЕЛЬ AD—AS | MorevOkne.ru
http://morevokne.ru/

СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. МОДЕЛЬ AD—AS

Модель «совокупный спрос—совокупное предложение» (ADAS) наиболее полно отображает макроэкономическое равновесие, показывая равновесие не только в реальном секторе экономике, но и уровни занятости и цен. В данной модели соединяются два основных подхода к анализу экономики: кейнсианский и неоклассический.

Совокупный спрос (.AD) — спрос, предъявляемый всеми субъектами микроуровня на всех товарных рынках. Спрос на товары и услуги одновременно есть предложение денег. На характер функции совокупного спроса (рис. 9.5) влияют ценовые (эффект процентной ставки, эффект богатства, эффект импортных закупок) и неценовые (изменение в потребительских, инвестиционных и государственных расходах, чистом экспорте) факторы.

Совокупный спрос

Рис. 9.5. Совокупный спрос

Совокупное предложение (AS) — предложение, которое осуществляют все экономические агенты на всех товарных рынках. Предложение товаров и услуг представляет собой одновременно спрос на деньги. Кривая совокупного предложения (рис. 9.6) отличается от кривой предложения отдельного товара. Она состоит из трех отрезков. К ценовым факторам, влияющим на совокупное предложение, относятся количество товаров и услуг, уровень издержек на единицу продукции;к неценовым — цены на ресурсы, производительность факторов и правовые нормы.

Пересечение кривой совокупного спроса и совокупного предложения определяет равновесный уровень цен и равновесный объем национального производства.

Совокупное предложение

Рис. 9.6. Совокупное предложение:

1 — горизонтальный отрезок; 2 — промежуточный отрезок; 3 — вертикальный отрезок

Одним из основных условий равновесия национального рынка является пропорциональность между совокупным спросом и совокупным предложением. Движение к равновесному реальному объему национального продукта на кейнсианском отрезке совокупного предложения не сопровождается изменением уровня цен Р: рост совокупного спроса приводит к росту занятости и производства без изменения издержек и уровня цен (рис. 9.7, а). По мере вовлечения новых ресурсов в производстве цены на них начинают расти, поэтому на промежуточном участке рост спроса увеличивает рост производства и уровень цен, поэтому действие мультипликатора будет ослабляться, так как часть любого прироста совокупного спроса будет уменьшаться или сводиться на нет инфляцией (рис. 9.7, б). Увеличение совокупного продукта на классическом участке практически невозможно в силу максимального использования производственных возможностей и отсутствия резервов, поэтому наблюдается рост цен (рис. 9.7, в).


Comments are closed.