ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА | MorevOkne.ru
http://morevokne.ru/

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Денежно-кредитная политика призвана способствовать установлению в экономике общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. Совокупность мероприятий денежной политики (регулирует изменение денежной массы) и кредитной политики (нацелена на регулирование объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей рынка ссудных капиталов) получила название денежно-кредитной политики. Выделяют два основных типа денежно-кредитной политики:

Политика «дешевых денег» направлена на увеличение денежного предложения и стимулирование кредита (кредитная экспансия). С этой целью в определенной комбинации будут предприняты следующие действия: покупка государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижение резервной нормы или учетной ставки. В результате увеличатся свободные резервы коммерческих банков, которые являются основой увеличения денежного предложения. Увеличение денег понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и ЧНП.

Политика «дорогих денег» направлена на сдерживание и ограничение денежного предложения и кредита (кредитная рестрикция), т.е. понижает доступность кредита и увеличивает его издержки. Таким образом, будут предприняты следующие действия: продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличение резервной нормы или повышение учетной ставки. В результате коммерческие банки будут сокращать текущие счета, воздерживаясь от выдачи новых ссуд, после того как старые будут выплачены. Денежное предложение сократится, вызывая повышение процентной ставки, что в свою очередь сократит объем инвестиций, совокупные расходы и ЧНП.

Итак, если равновесному ЧНП сопутствует значительная безработица и недоиспользование мощностей, необходимо расширять предложение денег — проводить политику «дешевых денег». Если же равновесный ЧНП порождает инфляцию спроса, то эффективна политика «дорогих денег» — снижение предложения денег. В реальной жизни эффективность денежно-кредитной политики снижается. Это может происходить в следующих случаях:

  • если избыточные резервы, появляющиеся в результате проведения политики «дешевых денег», не могут использоваться банками для расширения предложения денег;
  • если изменение денежного предложения может быть частично компенсировано изменением скорости обращения денег (MV= PY);
  • если спрос на деньги эластичнее спроса на инвестиции, что может привести к ослаблению монетарной политики.

Таким образом, необходимо различать краткосрочные и долгосрочные результаты денежно-кредитной политики. Существует два взгляда на роль монетарной политики в краткосрочном и долгосрочном периоде:

  • нейтральность денег (кейнсианство) — заработная плата и цены — негибкие инструменты, поэтому в долгосрочном периоде рост ВНП за счет роста денежной массы приведет к инфляции;
  • супернейтральность денег (монетаризм) — заработная плата и цены — гибкие инструменты, а значит, денежная масса способна контролировать инфляцию и в коротком, и в длительном периоде.

Главными особенностями техники денежно-кредитного регулирования, которое осуществляется в соответствии с неокейнси- анскими рекомендациями, являются: изменение официальной учетной ставки центрального банка;ужесточение или ослабление прямого ограничения объема банковских ссуд в зависимости от размеров совокупного спроса и занятости, уровня валютного курса, масштабов инфляции;использование операций с государственными облигациями преимущественно для стабилизации их курсов и понижения цены государственного кредита.

Принципиальное отличие техники денежно-кредитного контроля на основе монетаристского подхода состоит во введении количественных ориентиров регулирования. Такими показателями могут быть совокупная денежная масса и ее агрегаты, при изменении этих показателей изменяется направление денежно-кредитной политики.

В последнее время государственные органы стран рыночной экономики используют политику развития конкуренции в банковской сфере. В рамках этой политики находятся действия по либерализации внутренних и международных финансовых рынков, отмене контроля над процентными ставками и ряда ограничений для банков на проведение сделок на рынках ценных бумаг.

 


Comments are closed.